Адаптивная школа – это школа, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей и индивидуальных особенностей УСПЕШЕН. (Е. Ямбург) В современной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной образовательной среды, которая рассматривается как совокупность влияний и условий, обеспечивающих реализацию образовательного процесса. Сегодня общепризнанным является факт, что наиболее успешно формирование жизненной компетенции детей с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни, разворачивая разнообразные модели взаимодействий и общественных отношений. Коллективом ГУО «Боровлянская средняя школа» уделяется много внимания созданию условий, которые обеспечат каждому ребенку соответствующий его возможностям уровень развития, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества. Особое внимание уделяется вопросам создания образовательной среды, обеспечивающей реализацию потребностей и возможностей ребенка в соответствии с социокультурными нормами и задачами возрастного развития. Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Образовательная среда выступает неотъемлемой характеристикой любого учреждения образования. Это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление и удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенка. Для того, чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (педагогов, воспитанников и их законных представителей). Образовательная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Предметный мир детства – это среда для развития всех специфических видов детской деятельности. Развивающая функция предметной среды специальной группы обуславливает необходимость сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность формирования деятельности от простых ее форм к более сложным. Изменение окружающей среды при включении детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность с нормально развивающимися сверстниками предполагает, что специальной адаптации подвергается предметно-пространственная зона (в ней ребенок должен чувствовать себя в безопасности, хорошо ориентироваться и свободно передвигаться) и социальная среда (окружающим людям необходимо понять и принять детей с разными способностями и возможностями). Если для нормально развивающегося ребенка образовательная среда выступает в качестве источника разнообразного культурного опыта и условий, обеспечивающих его успешное присвоение, то для ребенка с особенностями психофизического развития образовательная среда, кроме сказанного, выступает в новом качестве – она является одним из ведущих средств обеспечения коррекционной направленности образовательного процесса. Анализ образовательной среды с точки зрения характера обеспечиваемых ею средовых влияний (т. е. насколько они имеют развивающий эффект, учитывают разнообразные потребности и интересы ребенка, способствуют его жизненному самоопределению и самореализации) позволяет нам говорить о развивающей, личностно ориентированной среде. Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий для успешного присвоения элементов культуры каждым ребенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей позволяет нам говорить об адаптивной образовательной среде. Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий, способствующих профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка, позволяет нам говорить о безбарьерной образовательной среде. Поэтому важная задача педагогов и специалистов, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания, - обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду, модифицируя при этом каждую группу средовых ресурсов применительно к детям с особенностями психофизического развития. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна способствовать развитию самостоятельности ребенка, удовлетворению его потребностей сферы, включающей физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, привязанности, признании, уважении, самоактуализации, формированию умения общаться, чувствовать себя частью сообщества. Управление средообразовательной деятельностью обеспечивается специальной системой принципов: - Принцип уважения потребностей ребенка. Любой ребенок наряду с потребностями в защищенности, эмоциональном комфорте, движении, общении, познании, экспериментировании испытывает разнообразные социальные нужды, обусловленные характерными для каждого возраста сенситивными периодами. В этой связи организация образовательной среды, подбор оборудования, материалов, видов и форм детского взаимодействия определяются особенностями их возрастного развития, а также принадлежностью к определенной тендерной и этнической группе.
- Принцип уважения к мнению ребенка.Образовательную среду выстраивают для детей взрослые. Они стараются, чтобы окружающая их обстановка была содержательной, функциональной, комфортной. Однако нельзя забывать, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями детей. Целесообразно при организации разнообразных локальных образовательных сред учитывать результаты наблюдений за деятельностью детей и мнение самих детей о том, к чему они проявляют склонности, какие виды активности предпочитают, какие места в школе кажутся им наиболее привлекательными и т. д. Кроме того, источником интересной и полезной информации о детских интересах и предпочтениях могут стать родители. Учет мнения детей позволит обеспечить эффект, когда окружающая ребенка обстановка становится для него более родной, уютной и комфортной, в первую очередь потому, что он сам принимал участие в ее создании.
- Принцип функциональности среды. Образовательная среда заполняется ресурсами, которые востребуются детьми, являются для них привлекательными, имеют развивающий потенциал, а также способны стимулировать самостоятельность и творчество. Материалы и оборудование должны быть многофункциональными, вариативными и в случае необходимости легко перестраиваться из одних средовых комплексов в другие. При этом дети сами, используя свои познания и умения, имеют возможность создавать для себя то окружение, которое им нужно в той или иной ситуации.
- Принцип опережающего характера обучения. При подборе средовых ресурсов около 15 % из них должны быть ориентированы на детей старшего возраста (примерно на год). Это обеспечивает сглаживание неоднородности детской группы (более способные ребята могут ними себе интересное занятие), стимулирует активное взаимодействие новыми более сложными материалами, дает возможность перенести уже освоенную информацию и способы деятельности в незнакомые, нетипичные условия. Подобное детское экспериментирование открывает перспективы для саморазвития, воспитывает стремление узнать, попять, разобраться в новом.
- Принцип динамичности.Ребенок постоянно изменяется, развивается, естественно, что его окружение не может быть застывшим и тоже требует изменений. Обстановка - это оболочка, «одежда» из которой ребенок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ним. Образовательная среда не может быть построена окончательно, иначе завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра начнет тормозить его. Из этого следует, что необходимо с достаточной частотой изменять количественные и качественные характеристики образовательной среды. Принято считать, что первоначальный период построения среды составляет примерно два месяца, а далее начинается процесс ее насыщения и реорганизации. Поэтому примерно один раз в два месяца рекомендуется заменять отдельные средовые ресурсы, перемещать их на новые Пространственные позиции, вводить новые смысловые, стилевые и отношенческие элементы.
Школа – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний деть становится осмысление особенностей толерантной образовательной среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка. Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия образовательного процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. Посредством создания в учреждении содержательных, организационных и методических условий мы стремимся помочь каждому ребенку быть: - субъектом собственной жизнедеятельности;
- субъектом предметной практической деятельности;
- субъектом деятельности общения;
- субъектом деятельности самосознания
При проектировании и построении адаптивной образовательной среды в специальных группах наши педагоги и специалисты учитывают следующие принципы: Безопасность. Предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка с особенностями психофизического развития чувство неуверенности и страха. Он получает возможность, используя доступные правила и средства защиты, свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия. Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность. Доступность для полисенсорного восприятия. Предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений. Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития. Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми. Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих. Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей. Организация образовательной среды ставит ребенка перед необходимостью регулярно использовать остаточный слух, остаточное зрение, ограниченные двигательные возможности при соблюдении всех необходимых рекомендаций; работать в зоне актуального и ближайшего развития. Реализация средового подхода при обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания предполагает: - акцентирование внимания всех специалистов на образовательной среде;
- структурирование образовательной среды, вычленение в ней активных средовых ресурсов;
- анализ образовательного потенциала отдельных средовых ресурсов, модификацию их с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей,
- объединение средовых ресурсов с учетом общих и специфических принципов в действенные комплексы, обеспечивающие решение конкретных образовательных задач;
- анализ образовательного потенциала среды, поиск возможностей оптимизации ее ресурсов.
Таким образом, для обеспечения качественного образовательного процесса в интегрированных классах необходимо соблюдение следующих педагогических условий: - ориентированность на запросы учащихся, родителей, педагогов, специалистов, согласованность деятельности различных субъектов образовательного процесса;
- практико-ориентированная направленность формирования личности;
- индивидуализированный уровень сложности содержательного и операционального компонентов образовательного процесса (адаптация программных требований к возможностям и потребностям конкретного ребенка группы);
- комплексное сопровождение развития ребенка с целью предупреждения возникновения вторичных психофизических нарушений и личностных отклонений, коррекции и компенсации нарушений психофизического развития;
- гибкость и вариативность использования методов обучения и форм организации детей;
- недопустимость форсирования, интенсификации развития ребенка в соответствии с образовательными стандартами;
- создание условий для участия детей с особенностями психофизического развития в различных видах детской деятельности совместно с нормально развивающимися сверстниками;
- планомерная работа по формированию детского коллектива, сплочению коллектива родителей, поддержанию доброжелательных отношений в системе «ребенок – родитель – педагог»;
- обеспечение мотивации деятельности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи. Пространство в интегрированном классе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в нем свободно перемещаться (в том числе - выполнять движения в различных направлениях при проведениилогоритмических упражнений). Обстановка должна стимулировать речевое развитие ребенка - создаются специальные речевые уголки, которые наполняются различными пособиями для развития мелкой моторики и ручного праксиса; наглядно-иллюстративным материалом по лексическим темам, основным фонетическим группам, а также для развития фразовой речи, фонематического слуха; игрушками для развития диафрагмальноречевого дыхания и др. Желательно выделение и оформление уголков: - для куклотерапии и сказкотерапии - с целью развития связной выразительной речи, преодоления логофобии,
- для песочной терапии, для игр с различным сыпучим материалом и водой («пальчиковый бассейн» - для развития мелких движений пальцев рук, являющегося важным средством стимуляции речи и повышения работоспособности) и др.,
При моделировании среды необходимо избегать ее перенасыщенности, а также помнить, что она должна отличаться определенной динамичностью, т. е. подвергаться постоянному изменению. Организация образовательной среды для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. В интегрированных классах, в которых есть учащиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата созданы специальные условия: во-первых, для формирования мотивации к самостоятельной организации деятельности; вo-вторых, для обогащения и расширения индивидуального опыта ребенка; в-третьих, для формирования социальных отношений. Прежде всего для детей данной категории была создана безбарьерная образовательная среда: пандусдля входа в школу, отсутствие порогов и разноуровневых полов в учреждении, наличиеспециальных стульчиков занятий). Всё это призвано облегчить передвижение ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в группе и на улице, а также содействовать развитию у него самостоятельности и стремления передвигаться без помощи или незначительной поддержки взрослого. Помещения уютные, достаточно освещенные и теплые, дети чувствуют себя в них комфортно. Предметы, окружающие детей, подбираются с учетом возраста и их физических возможностей: секционные шкафы и стеллажи с открытыми полками, легкая мебель без острых углов, низкие шкафчики, выдвижные ящики. В образовательной среде предусмотрены наборы сенсорных стимулов для развития сенсорно-перцептивной сферы: - для развития зрительного восприятия: образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, наборы плоскостных и объемных геометрических фигур, мозаика, цветной конструктор;
- для развития слухового восприятия: звучащие предметы и музыкальные инструменты;
- для развития осязания: кусочки разных видов бумаги, ткани, образцы различной древесины, металла, пластика и других материалов, рельефные изображения объектов, тактильные мешочки.
Дети данной категории имеют нарушения как общей, так и мелкой моторики. Для развития общей моторики педагоги имеют спортивный инвентарь для проведения подвижных игр и развития движений: скакалки, мячи. В нашем учреждении образования мы стараемся создать все необходимые условия для успешного совместного обучения и воспитания детей, имеющих те или иные нарушения психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников. Продолжается работа по созданию адаптивного образовательного пространства. Постепенно решаются вопросы образовательного и программно-методического обеспечения, создаётся резерв дидактических материалов, учебно-методических пособий для обучения детей с особенностями психофизического развития. |