Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Рекомендации учителю

Рекомендации учителю для воспитания в детях исследовательских наклонностей

и умения самостоятельно получать знания 

-          Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

-          Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

-          Научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

-          Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

-          Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

-          Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

-          Подходите ко всему творчески.

 

Некоторые правила, составляющие основу личного плана учителя

по развитию школьника 

-          Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь.

-          Будьте довольны скромным прогрессом, успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношений данного человека к делу.

-          Будьте готовы учиться у других. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли и поступки людей и повысит ваш авторитет в их глазах.

-          Учитесь на своих неудачах. Если вы не правы, будьте готовы признать это.

-          Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. Вы должны отвечать за ход вашей собственной жизни. 

 

Одаренным детям нередко бывает трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ребенка, так как такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.

                        Работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик-родители-учитель» невозможна и малоэффективна. 

Памятка по организации работы с одаренными детьми 

-          Учитывать одаренность как сложное явление в психологическом,

интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;

-          Учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей;

-          Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально

волевых качеств;

-          Создать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я-концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;

-          Оказывать помощь в создании соответствующего семейного Микроклимата. 

            Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него

высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.           

            Познавательная потребность является одной их базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществования личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

            1-й уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

            2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);

            3-й уровень целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников). 

            Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов отставляет способности в недоразвитом, зачаточном состоянии.

 

Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.

 

Выделяют 3 категории одаренных детей: 

                        1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 

                        2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте). 

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте). 

 

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с одаренными детьми 

  • Наличие собственной педагогической концепции;
  • Профессиональная компетентность;
  • Высокая теоретическая подготовка;
  • Активная научно-методическая деятельность;
  • Высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;
  • Эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей;
  • Знание возрастной психологии;
  • Стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
  • Высокий уровень знаний предмета;
  • Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
  • Высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;
  • Доброжелательность, чуткость, педагогический такт;
  • Наличие организаторских способностей.

 Если мы способны любить наших детей, говорить им об этом, проявлять наши чувства и искреннее внимание к ним (живой интерес, а не безразличие и пренебрежение к тому, что их интересует, готовность отвечать на вопросы и не ругать за сломанную игрушку); если создаем им условия для освоения мира, расширение кругозора, не проявляя при этом насилия; если у ребенка формируется установка, что интеллектуальная деятельность, обучение доставляют радость, удовольствие, и он действительно переживает все эти чувства, занимаясь умственном трудом; если у ребенка есть возможность заниматься деятельностью, которая вызывает положительные эмоции; если область наших собственных интересов включает познавательную деятельность, и нас самих еще что-то интересует в этом мире, кроме зарабатывания денег, то у нас есть шанс выразить одаренного ребенка.   

Тест по определению склонности учителя к работе с одарёнными детьми

 Выберите один из предложенных вариантов ответов.

  1. Считаете ли Вы, что современные формы и,методы работы с одарёнными детьми могут быть улучшены?
  2. Да.

Б. Нет, они и так достаточно хороши.

  1. Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы не очень.
  2. Уверены ли Вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одарёнными детьми?
  3. Да, в большинстве случаев.

Б. Нет.

  1. Да, в некоторых случаях.
  2. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одарённых детей?
  3. Да.

Б. Да, при благоприятных обстоятельствах.

  1. Лишь в некоторой степени.
  2. Считаете ли Вы, что в недалёкой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одарённых детей?
  3. Да. Наверняка.

Б. Это маловероятно.

  1. Возможно.
  2. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?
  3. Да..

Б. Часто думаю, что не сумею.

  1. Да, часто.
  2. Испытываете ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
  3. Да, это меня привлекает.

Б. Нет, меня это не привлекает.

  1. Всё зависит от востребованности таких людей в обществе.
  2. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли Вы удовлетворение в этом?
  3. Да.

Б. Удовлетворяюсь лишь тем, что есть.

  1. Нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
  2. Если проблема не решена, но её рещение Вас волнует, хотите ли Вы отыскать тот теоретический материал, поможет решить проблему?
  3. Да.

Б. Нет, достаточно знаний передового опыта.

  1. Нет.
  2. Когда вы испытываете педагогические срывы, то:
  3. Продолжаете упорствовать в начинании нового дела.

Б. Махнёте рукой на затеи.

  1. Продолжаете делать своё дело.
  2. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?
  3. Да.

Б. Не совсем легко.

  1. Болезненно
  2. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в то же самое время его  подбодрить?
  3. Не всегда

Б. При хорошем настроении.

  1. В основном стараюсь это делать.
  2. Можете ли Вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?
  3. Да, конечно.

Б. Запоминаю только то, что меня интересует.

  1. Всего вспомнить не могу.
  2. Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

А. Да, без затруднений.

Б. Да, ели этот термин легко запомнить.

  1. Учащийся задаёт Вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:
  2. Вы уклоняетесь от ответа.

Б. Вы тактично переносите ответ на другое время.

  1. Вы пытаетесь отвечать.
  2. У Вас есть своё основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:
  3. Может отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов.

Б. Останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали.

  1. Измените свои мнения, если давление будет очень мощным.
  2. На уроках по моему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:
  3. Средний.

Б. Достаточный.

  1. Оригинальный.
  2. Во время отдыха Вы предпочитаете:
  3. Решать проблемы, связанные с работой.

Б. Почитать интересную книгу.

  1. Погрузиться в мир Ваших интересных увлечений.
  2. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:
  3. По вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения.

Б. Вы более или менее довольны.

  1. Вам ещё не всё удалось сделать, но есть и другие дела.

 

Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом:

За ответ А - 3.

За ответ Б - 1.

За ответ В - 2.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ:

49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете  к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры  в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы можете достичь много в решении этой проблемы.