Рекомендации учителю для воспитания в детях исследовательских наклонностей
и умения самостоятельно получать знания
- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
- Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
- Подходите ко всему творчески.
Некоторые правила, составляющие основу личного плана учителя
по развитию школьника
- Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь.
- Будьте довольны скромным прогрессом, успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношений данного человека к делу.
- Будьте готовы учиться у других. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли и поступки людей и повысит ваш авторитет в их глазах.
- Учитесь на своих неудачах. Если вы не правы, будьте готовы признать это.
- Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. Вы должны отвечать за ход вашей собственной жизни.
Одаренным детям нередко бывает трудно адаптироваться к условиям обучения в массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ребенка, так как такой ребенок и в семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои потенциальные возможности.
Работа с одаренными детьми в школе без тесного контакта учителя с родителями, без хорошо налаженной связи «ученик-родители-учитель» невозможна и малоэффективна.
Памятка по организации работы с одаренными детьми
- Учитывать одаренность как сложное явление в психологическом,
интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;
- Учитывать личностные и возрастные особенности одаренных детей;
- Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально
волевых качеств;
- Создать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я-концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одаренного ребенка;
- Оказывать помощь в создании соответствующего семейного Микроклимата.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него
высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.
Познавательная потребность является одной их базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществования личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1-й уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);
3-й уровень – целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов отставляет способности в недоразвитом, зачаточном состоянии.
Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.
Выделяют 3 категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с одаренными детьми
- Наличие собственной педагогической концепции;
- Профессиональная компетентность;
- Высокая теоретическая подготовка;
- Активная научно-методическая деятельность;
- Высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей;
- Эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей;
- Знание возрастной психологии;
- Стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
- Высокий уровень знаний предмета;
- Требовательность и умение найти подход к нестандартным детям;
- Высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность;
- Доброжелательность, чуткость, педагогический такт;
- Наличие организаторских способностей.
Если мы способны любить наших детей, говорить им об этом, проявлять наши чувства и искреннее внимание к ним (живой интерес, а не безразличие и пренебрежение к тому, что их интересует, готовность отвечать на вопросы и не ругать за сломанную игрушку); если создаем им условия для освоения мира, расширение кругозора, не проявляя при этом насилия; если у ребенка формируется установка, что интеллектуальная деятельность, обучение доставляют радость, удовольствие, и он действительно переживает все эти чувства, занимаясь умственном трудом; если у ребенка есть возможность заниматься деятельностью, которая вызывает положительные эмоции; если область наших собственных интересов включает познавательную деятельность, и нас самих еще что-то интересует в этом мире, кроме зарабатывания денег, то у нас есть шанс выразить одаренного ребенка.
Тест по определению склонности учителя к работе с одарёнными детьми
Выберите один из предложенных вариантов ответов.
- Считаете ли Вы, что современные формы и,методы работы с одарёнными детьми могут быть улучшены?
- Да.
Б. Нет, они и так достаточно хороши.
- Да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы не очень.
- Уверены ли Вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одарёнными детьми?
- Да, в большинстве случаев.
Б. Нет.
- Да, в некоторых случаях.
- Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одарённых детей?
- Да.
Б. Да, при благоприятных обстоятельствах.
- Лишь в некоторой степени.
- Считаете ли Вы, что в недалёкой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одарённых детей?
- Да. Наверняка.
Б. Это маловероятно.
- Возможно.
- Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?
- Да..
Б. Часто думаю, что не сумею.
- Да, часто.
- Испытываете ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
- Да, это меня привлекает.
Б. Нет, меня это не привлекает.
- Всё зависит от востребованности таких людей в обществе.
- Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли Вы удовлетворение в этом?
- Да.
Б. Удовлетворяюсь лишь тем, что есть.
- Нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
- Если проблема не решена, но её рещение Вас волнует, хотите ли Вы отыскать тот теоретический материал, поможет решить проблему?
- Да.
Б. Нет, достаточно знаний передового опыта.
- Нет.
- Когда вы испытываете педагогические срывы, то:
- Продолжаете упорствовать в начинании нового дела.
Б. Махнёте рукой на затеи.
- Продолжаете делать своё дело.
- Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?
- Да.
Б. Не совсем легко.
- Болезненно
- Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в то же самое время его подбодрить?
- Не всегда
Б. При хорошем настроении.
- В основном стараюсь это делать.
- Можете ли Вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?
- Да, конечно.
Б. Запоминаю только то, что меня интересует.
- Всего вспомнить не могу.
- Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?
А. Да, без затруднений.
Б. Да, ели этот термин легко запомнить.
- Учащийся задаёт Вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:
- Вы уклоняетесь от ответа.
Б. Вы тактично переносите ответ на другое время.
- Вы пытаетесь отвечать.
- У Вас есть своё основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:
- Может отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов.
Б. Останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали.
- Измените свои мнения, если давление будет очень мощным.
- На уроках по моему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:
- Средний.
Б. Достаточный.
- Оригинальный.
- Во время отдыха Вы предпочитаете:
- Решать проблемы, связанные с работой.
Б. Почитать интересную книгу.
- Погрузиться в мир Ваших интересных увлечений.
- Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:
- По вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения.
Б. Вы более или менее довольны.
- Вам ещё не всё удалось сделать, но есть и другие дела.
Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом:
За ответ А - 3.
За ответ Б - 1.
За ответ В - 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы можете достичь много в решении этой проблемы.