Материалы в рамках областного проекта по духовно-нравственному воспитанию «Духовность. Гармония. Красота» информационные модули по проведению единых минуток духовности «О самом главном» для использования в работе педагогов
«Добро»
«Русский язык»
9 класс
Тема: «Основные виды придаточных частей в сложноподчиненном предложении»
Информационный модуль
– Каждый день приносит человеку что-то новое, неизвестное, которое может быть радостным и грустным. Но каждый день человека немыслим без добра, которое присутствует обязательно в его мечтах, поступках или словах. Как хочется слышать добрые слова и видеть добрые дела! Настроимся на разговор о доброте.
– Американский писатель-сатирик Кристиана Боуви сказал так: «Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать».
(Учащиеся записывают высказывание в тетрадь)
Доброта – способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, а также представить себя на месте другого человека. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.
Да, это трудно всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье-то горе, помочь. Этому надо учиться.
Дискуссионный модуль
– Согласны ли вы с высказыванием Кристиана Боуви?
– Какой смысл заключает в себе слово «доброта»? (Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим).
– Назовите синонимы к слову «доброта». Найдите синонимы в словаре синонимов.
«Русская литература»
5 класс
Тема: «Уроки доброты и милосердия в повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»
Информационный модуль
– Мы знаем, что писатели и поэты своим творчеством пытаются пробудить в нас добрые чувства. В. Г. Короленко не исключение. В своих произведениях он сумел показать, что самый великий дар человека – чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей. И таким даром обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей, называли его «нравственным гением».
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Уже в IV веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
Эту мысль продолжал уже в I веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».
Дискуссионный модуль
– Давайте поработаем с толковым словарем и дадим определение словам «доброта», «милосердие», «сострадание».
(Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.)
– Какие пословицы и поговорки о доброте и милосердии вы знаете?
(Доброе слово лечит, злое калечит. Доброе дело питает душу и тело. Красота до вечера, а доброта навеки. Доброе братство лучше богатства.)
– Какие герои повести В. Г. Короленко наделены добром, милосердием и состраданием?
“Беларуская літаратура”
6 клас
Тэма: «Знаёмства з апавяданнем А. Васілевіч “Сябры”. Апавяданне як літаратурны жанр»
Інфармацыйны модуль
Магчымае ўступнае слова настаўніка
Мы з вамі пачынаем вывучэнне новага раздзела «Чалавек – гэта цэлы свет» (Кузьма Чорны). Мы будзем вывучаць творы, у якіх ідзе гаворка пра чалавека: пра яго жыццё, учынкі, пачуцці… Бог дае цела чалавеку, а якім стане яго душа, залежыць ад шляху, выбранага чалавекам.Сумленнасць, любоў да людзей, Радзімы, імкненне да праўды і ісціны – вось на чым трымаецца свет. Яшчэ аднаму пачуццю, якое вельмі важнае для станаўлення чалавека, прысвечаны верш Максіма Танка, мудрыя выказванні і народныя выслоўі, што запісаны на дошцы. Прапаную пазнаёміцца з імі і назваць гэта пачуццё.
Калі ты ад клапот
Жыццёвых стараніўся,
Ні хлебам, ні вадой
З сябрамі не дзяліўся,
Нікога не сагрэў
Ні словам, ні спагадай
І ніву не прыкрыў
Грудзьмі ад градападу,
Заўсёды за другіх
Хаваўся ў ліхалецце, –
Лічы, што не было
Цябе на гэтым свеце.
Максім Танк
Толькі сапраўдны друг можа цярпець слабасці свайго друга.
У. Шэкспір
Альфа і амега сяброўства – спагадлівасць і надзейнасць.
Г. Марчук
Сабе не знойдзеш долі лепшай, чым ведаць: ёсць сябры мае…
С. Законнікаў
Дружба мацнейшая за каменныя сцены.
Чалавек без сябра, што ежа без солі.
Не той сябра, хто вусны мёдам мажа, а той, хто ў вочы праўду кажа.
З кім пазнаешся, такім і сам станешся.
З кім павядзешся, ад таго і набярэшся.
Той не можа быць другам, хто абыдзе ў бядзе кругам.
Птушка моцная крыламі, а чалавек дружбай.
З народнага
Дыскусійны модуль
‑ Сяброўства ўслаўлялі і працягваюць гэта рабіць і сёння паэты і пісьменнікі розных пакаленняў. Як вы думаеце, чаму?
‑ Як вы лічыце, як спрыяе сяброўства на развіццё пачуцця дабраты?
‑ Паспрабуйце сфармуляваць адказ, зыходзячы з прачытанага верша і цытат.
«Беларуская мова»
10 клас
Тэма: «Правапіс дзеясловаў. Марфалагічныя нормы: ужыванне асабовых канчаткаў дзеясловаў, адрозненне канчаткаў дзеясловаў абвеснага і загаднага ладу»
Інфармацыйны модуль
На пачатку нашага ўрока я прапаную паразважаць пра дабрыню. Гэта паняцце з’яўляецца падмуркам рэлігій, філасофскіх вучэнняў, крыніцай натхнення для творцаў. Без дабрыні немагчымы кожны наш дзень. А ці ведаеце вы, што існуе міжнароднае свята, прысвечанае дабрыні? 17 лютага – дзень спантаннай праявы дабрыні. У свой час гэта міжнароднае свята стала ініцыятывай дабрачынных арганізацый. Прыемныя і добрыя справы часта не патрабуюць ад чалавека вялікіх намаганняў або выдаткаў, але іх сілу пераацаніць нельга. Такiя ўчынкі, нават самыя нязначныя, але добрыя, будуць помніцца доўгія гады. Добрымі справамі можна «заразіць» усіх вакол. Варта проста пачаць здзяйсняць маленькія прыемныя дробязі для сяброў, блізкіх або проста незнаёмых людзей. Прапаную вам для працы і аналізу невялікі тэкст, прысвечаны праяўленню дабрыні і чулых адносін да людзей.
Прачытайце тэкст. Ад інфінітываў, прыведзеных у словах для даведак, утварыце форму 2 асобы адзіночнага ліку загаднага ладу і ўстаўце ў адпаведнае месца.
Прыдумайце загаловак да тэкста. Сфармулюйце яго асноўную ідэю.
Дзіцячыя дамы маюць патрэбу ў падтрымцы. _________ свае старыя рэчы, раптам знойдзеш нешта, што можа спатрэбіцца ім. Можна дапамагчы тым, у каго няма свайго даху над галавой. ________ ў прытулкі або ў пункты часовага знаходжання бяздомных. __________ бяздомных жывёл. Дапамога дакладна не будзе лішняй. ___________ сваіх бацькоў альбо проста __________, __________ пра сваю любоў ды проста _____________, што выгадавалі цябе такім чалавекам. Таксама можна дапамагчы хворым дзеткам. __________ ў лячэбныя цэнтры, ____________ з дзецьмі, ____________ іх, ___________ іх бацькоў. Адчуваць падтрымку ў такіх справах вельмі важна. ____________ бабульцы або чалавеку сталага ўзросту месца ў грамадскім транспарце. Як можна часцей ____________ . Як мага часцей __________ дзяліцца сваёй усмешкай, глядзіш, і свет вакол сапраўды стане дабрэй.
Словы для ўстаўкі: разабраць, з’ездзіць, пакарміць, наведаць, патэлефанаваць, нагадаць, падзякаваць, адправіцца, пагутарыць, пазабаўляць, падтрымаць, саступіць, усміхацца, старацца.
Дыскусійны модуль
‑ У чым можа праяўляцца дабрыня ў адносінах да бяздомных жывёл?
‑ Ці можна лічыць праяўленнем дабрыні збор грошай на лячэнне хворых незнаёмых людзей?
«Беларуская мова»
11 клас
Тэма: «Сэнсава-стылістычная роля і тэкстаўтваральныя магчымасці складаных сказаў рознай будовы і прызначэння».
Інфармацыйны модуль
Паняцці «чалавек», «чалавечнасць» цікавяць людзей са старажытных часоў. Людзі ўкладвалі ў гэтыя словы ўсё самае лепшае. Так, старажытнагрэчаскі філосаф Сафокл пісаў: «Шмат вялікага ёсць у свеце, няма нічога больш велізарнага, чым чалавек». Людзі былі ўпэўнены, што само званне чалавека мае на ўвазе яго высакароднасць, адкрытасць, жаданне рабіць дабро іншым. У старажытнай Індыі казалі: «Для дабра іншых цякуць рэкі, для дабра іншых пладаносяць дрэвы, для дабра іншых жывуць высакародныя людзі». Высакароднасць або чалавечнасць, на думку многіх, з’яўляецца сапраўднаю якасцю чалавека.
Дыскусійны модуль
‑ Ці згодныя вы з гэтымі словамі?
‑ Чалавечнасць, на вашу думку, – гэта…
«Трудовое обучение. Технический труд»
7 класс
Тема: «Контурная резьба по древесине»
Информационный модуль
(Чтение учителем отрывка из произведения Антона Параскевина «Пашкин клад»)
«Было это давно, когда еще на месте нашей деревни стоял вековой бор. Жил тогда на хуторе близ озера плотник Авдей. Великим мастером называли его в округе. Плотник он был первой руки. Вся его жизнь мерилась ремеслом. Сколько золотых сосновых брёвен отесал, выняньчил, подогнал топором да вложил в сруб. Если бы их измерить, так на много верст хватило бы. А великим называли его потому, что любовь свою вкладывал он в каждые тесовину, угол да в смолистый паз. Выходил дом светлый-светлый, и обходили его беды, напасти да лихие разоры.
На целую волость был Авдей всем плотникам плотник. Был он уже немолод – семьдесят минуло, однако и глаз и рука точность держали, как в молодые годы. Безделье да разговоры праздные мастер не любил, от них только одно зло исходит, а вот с топором разговаривать мог бесконечно, почитай всю жизнь рассказал ему до каждой минуты. Топор, он все поймет, стерпит, простит и красотой выкажет на удивление. Часто спрашивали сельчане Авдея: откуда у него такие мастерство да мудрость. И он всегда отвечал: “Господь мне помощник, от Него у меня все: сила, разумение, терпение и красота. Любое дело без Бога – тщетный труд, надсада, и никому он пользы не принесёт”…»
Дискуссионный модуль
‑ Почему плотник разговаривал с топором?
‑ Как вы считаете, совершал ли Авдей добрые дела?
«Английский язык»
7 класс
Тема: «Друзья», 8-й урок по теме.
Коммуникативная ситуация урока: «Настоящая дружба».
Информационныймодуль
Can you imagine that you are alone? Your friends, teachers, collegues and especially family have disappeared. I can’t.
So last weekend I understood again that my family is a main thing in my life. My uncle invited us to his birthday. So I was really pleased to gather together and see my nearest and dearest people. But while we were driving to the pleasant family meeting, our car suddenly broke down. It was a big trouble. Fortunately, my friends helped us. It is a miracle that they came to the place we were and took us to another car. They are my heroes.
It is exciting to feel support and a helping hand from other people. My story of kindness may be formal but it is important for me. In this very story you can see the people which are kind.
Дискуссионный модуль
‑ Do you always help your friends in a difficult situation?
‑ Have you ever been in such a situation when your friends gave you a helping hand?
THE CONCLUSION:
If you are kind to your friends, they will help you in a difficult situation!
«Обществоведение»
9 класс
Тема: «Конфликтное и бесконфликтное поведение»
Информационный модуль
Притча:
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?» Все хором ответили, что черную точку.
Ответ был неверным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, он гораздо больше, чем эта черная точка!».
Дискуссионный модуль
‑ Сформулируйте проблемы, возникшие при межличностном общении и приводящие к непониманию между людьми.
‑ Исходя из мудрости притчи, определите одно из важнейших условий, необходимых для установления бесконфликтного общения.
‑ Предположите, соблюдение каких правил сделает общение комфортным.
«Милосердие»
«Биология»
8 класс
Тема: «Многообразие и значение паукообразных»
Информационный модуль
(Учитель предлагает обсудить цитату Джеральда Даррелла, английского натуралиста, писателя, основателя Фонда охраны дикой природы)
«Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры. Растениям и животным некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними населяют эту планету, но не являются ее собственниками».
Дискуссионный модуль
‑ Почему писатель сравнил наш мир именно с паутиной?
‑ Из каких «нитей» состоит наш мир?
‑ Каким образом мы оставляем «зияющие дыры» в паутине?
‑ Как вы думаете, необходимо ли всем людям проявлять чувство милосердия ко всем организмам?
‑ Как, по вашему мнению, будет проявляться чувство милосердия?
‑ Наш мир в цитате автора – это природа вокруг нас, а можно ли эту цитату отнести к отношениям между людьми?
‑ Как сберечь хорошие взаимоотношения между людьми, чтоб эта красивая паутина окружающего мира не рвалась?
‑ И как напутствие (цитата великого И. В. Гёте):
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»
«Английский язык»
9 класс
Тема: «Межличностные отношения»
Коммуникативная ситуация урока: «Стать хорошим другом»
Информационный модуль
I must share a heart warming experience I enjoyed this week, both as a parent and a human being.
My daughter, Emma goes to school, she is in 7th grade. There is a young boy Jake in her class who is quite overweight. As you might expect he is the butt of many jokes and is treated very badly by other kids (and even by the teachers). Jake gives the impression that he's not a nice guy, mostly because of the fact that he's constantly picked on.
For several nights this week Emma came home from school upset about the fact that Jake gets picked on so much. She also mentioned that he had no school supplies as his family could not afford them. He was constantly asking to borrow paper, which just gives kids even more reason to pick on him.
One night Emma was extremely upset about this situation, not only because Jake was picked on but that he also had no supplies. We sat together that evening and discussed the situation in great detail. We devised a plan for Emma to engage Jake in a conversation and for her to ask Jake what he needed for supplies.
The next day Emma spent some time with Jake and really came to realize that this young man had a heart of gold, but rarely was able to show it because he was always on the defensive. Emma asked Jake if he needed supplies and if he could make a list for her for she would bring in extra supplies that she had at home for him. He put together a small list, 3 ring binders, paper, pens, pencils and a pencil sharpener. Emma told him she would help and he was most appreciative.
That evening Emma and I went to the store where we bought everything on his list. When we got home, we put all the supplies into a brand new grey back pack - because Jake did not have a back pack either.
The next day, I brought the bag to the school principal and explained the situation. I asked the principal to give the bag to Jake discreetly so that he did not have to feel embarrassed.
Later that day I picked Emma after school and she was all smiles. The principal had called Jake down to his office and gave him the bag. Jake read the little note that Emma had put inside hoping that he had everything that he needed and to enjoy the supplies. As Jake walked into the classroom - he winked at Emma and later thanked her very much for all the stuff. He loved it all!
Emma said that it was so cute to see him take out his new pencil box and to start arranging his pencils and pens. He seemed very happy.
That was a great experience for my daughter but I can't tell you the joy it brought to me to see a young kid acting upon something that was truly bothersome to her.
Дискуссионный модуль
- Is it easy to encourage the youth of this world to keep hearts open to those in need?
- Have you ever made a difference in someone`s life by your kind actions or by your kind attitude?
THE CONCLUSION:
No matter what your friends say. Act upon what's in your heart, you never know it may create a ripple effect for others to do the same!
«Человек и мир»
5 класс
Тема: «Разнообразие живых организмов»
Информационный модуль
В наше время слово «милосердие», к сожалению, звучит очень редко. Что такое милосердие?.. Милосердие ‑ это сострадательное, заботливое отношение не только к людям, но и животным. Среди нас единицы милосердных, что, конечно же, очень плохо. Не нужно быть равнодушным. Будьте милосердными, думайте не только о себе, и тогда к вам тоже проявят милосердие.
Дискуссионный модуль
‑ Задумываемся ли мы о милосердии?
‑ Когда в последний раз вы уступали место пожилым людям в автобусе?
‑ Как проявляется милосердие и сострадание к живым организмам?
«Честь и достоинство»
«Обществоведение»
9 класс
Тема: «Направленность личности»
Информационный модуль
Притча о трех каменщиках
Случилось это в средние века.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
– Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, – сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
– Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, – ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
– Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее! – улыбнувшись, ответил третий каменщик.
Наследующийденьмонах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.
Дискуссионный модуль
‑ О чем эта притча?
‑ От чего, на ваш взгляд, зависит отношение каменщиков к их труду?
‑ Как проявляются честь и достоинства у героев притчи?
‑ Представьте себя на месте героев этой притчи. Жизненная позиция какого героя вам наиболее близка? Почему?
«История Беларуси»
11 класс
Тема: «Общественно-политическое положение по второй половине 60-х – первой половине 80-х гг. XX века»
Информационный модуль:
«Личность в истории»
В биографии Петра Мироновича Машерова, первого секретаря ЦК КПБ в 1965–1980 гг., много фактов, подтверждающих неординарность личности этого человека и политического деятеля.
На день рождения Брежневу подносили самые дорогие подарки. Особенно старались чиновники из азиатских республик. Особняком на этом фоне смотрелся подарок от руководителя БССР. Брежнев открыл коробочку, а там был белорусский рушник с орнаментом и часы «Луч» – скромные подарки, купленные П. М. Машеровым за собственные деньги.
Дискуссионный модуль:
‑ О каких моральных качествах П. М. Машерова говорит этот факт его биографии?
‑ Предположите мотивы данного поступка Петра Мироновича.
‑ Предположите, какими принципами руководствовался П. М. Машеров в своей деятельности на посту первого секретаря ЦК КПБ.
«Всемирная история»
10 класс
Тема: «Борьба с захватчиками на оккупированной территории» Информационный модуль
В годы Великой Отечественной войны многие школьники принимали участие в борьбе с оккупантами. Только в оккупированной Белоруссии почти 75 тыс. школьников воевали в партизанских отрядах. В годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров – юных защитников Родины – было награждено боевыми орденами и медалями. Четверо пионеров-героев удостоены звания Героя Советского Союза. Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода,
14-летний Петя Клыпа. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. Из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста принимали участие в боевых действиях, оказавшись в составе воинских частей, многие работали на производстве, заменив отцов, ушедших на фронт.
Дискуссионный модуль
– Как вы думаете, почему школьники участвовали в борьбе с гитлеровскими оккупантами наравне с взрослыми?
– Можно ли назвать героями тех, кто не был награжден орденами и медалями?
– Можно ли в наше время совершить подвиг?
«Физика»
7 класс
Тема: «Сила»
Информационный модуль
‑ Сегодня на уроке мы познакомимся с великим ученым Исааком Ньютоном. Родился 25 декабря 1642 года в деревне Вулсторп (Англия), в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным. Бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу. Мальчику исполнилось всего лишь три года, как его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив ребенка на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно...
Вся жизнь сэра Исаака Ньютона – это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромная сила воли, трудолюбие и упорство в достижении цели. Оноткрыл знаменитый закон всемирного тяготения;сформулировал основные законы механики;впервые объяснил движения и формы планет;пути комет, приливы и отливы океана;первый исследовал разнообразие световых лучей;сконструировал один из первых термометров;впервые построил отражательный телескоп...
Этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе.
Дискуссионный модуль
‑ Скажите, что помогло будущему ученому достичь таких успехов в науке?
‑ Выбирая перемены в своей жизни, какие усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил, человеку необходимо приложить? (Духовную силу: силу убежденья, силу красноречия; силу ума; силу воли; нравственную силу; сохранение чести и достоинства; силою разума постигать, заключать и изобретать.)
«Астрономия»
11 класс
Тема: «Звездное небо»
Информационный модуль
Астрономия – это такое поле приложения человеческих сил интересов, которое может увлечь любого: и мечтателя, и физика, и лирика. Над нами вечное звездное небо, преисполненное несказанной красоты и высокой тайны. Оно открыто всем и вознаграждает верных, наполняя их жизнь светом и смыслом.
Звучит фрагмент стихотворения В. Маяковского «Послушайте!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают ‑
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
Дискуссионный модуль
– Каким образом человек может считать, что он зажег «свою звезду»?
– Какие усилия нужно приложить, чтобы ваш труд был очень полезен людям?
– Что нужно сделать, чтобы стать достойным гражданином своего Отечества?
«Допризывная подготовка»
11 класс
Тема: «Приписка к призывным участкам и призыв на военную службу в резерве»
Информационный модуль
(Прослушивание музыкального произведения «Служить Беларуси», слова и музыка В. Бобкова)
Служить Беларуси уходят ребята,
Которые станут Отчизны солдаты.
Чтоб мирное небо над нами сияло
Без тени войны и страданий не знало.
Служить Беларуси уходят ребята,
И будут писать вам родные девчата.
А если дослужитесь до генерала,
То вы преумножите Родины славу!
Припев:
Наша армия легендарная!
С честью, доблестью, мужеством славная!
Белорусская непобедимая
И нашим народом любимая!
Служить Беларуси уходят ребята,
Присяге державе – есть клятва солдата.
Пусть в шаге армейском развеется знамя,
И вся детвора побежит вслед за вами!
Дискуссионный модуль
‑ С какой целью юноши уходят служить в армию?
‑ Считаете ли вы свои долгом идти в армию?
– В чем проявляется честь и достоинство гражданина Республики Беларусь?
«Справедливость»
«Всемирная история»
10 класс
Тема: «Индия»
Информационный модуль
(Учитель предлагает учащимся высказывание государственного и общественного индийского государственнного деятеля М. Ганди.)
«Ненасилие – это оружие сильных. У слабых ‑ это с легкостью может быть лицемерием. Страх и любовь – противоречащие понятия. Любовь безрассудно отдает, не задумываясь о том, что получает взамен. Любовь борется со всем миром, как с собой, и в конечном итоге властвует над всеми другими чувствами».
(Махандас Карамчанд Ганди)
Дискуссионный модуль
‑ Как вы понимаете высказывание М. Ганди?
‑ Непротивление злу насилием – это один из главных принципов идеологии гандизма. Согласны ли вы с этим принципом?
‑ Можно ли достичь справедливости ненасильственными методами?
«Всемирная история»
9 класс
Тема: «Первая мировая война»
Информационный модуль
Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны. (Фридрих Великий, король Пруссии с 1740 года)
Дискуссионный модуль:
‑ В ходе изучения всемирной истории вы знакомились с многими войнами. Предположите, в чьих интересах велись эти войны.
‑ Какие последствия любой войны испытывает государство, и кто больше всего ощущает эти последствия?
‑ Справедливым ли, на ваш взгляд, является тот факт, что войны ведутся за интересы правящей верхушки, а терпят страдания и горе народы воюющих государств?
«Русский язык»
7 класс
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Информационный модуль
Понятие «справедливость» родственно слову «правда». Иногда они даже совпадают, когда говорят, например, «жить по правде», «правда неправду одолеет». Правдивость – вечная человеческая добродетель. В этом значении правда близка к справедливости, поскольку только то отношение к окружающим справедливо, в основе которого лежит правда.
Быть справедливым означает быть добрым, уметь сочувствовать, разделять чужую боль, понимать другого человека.
Древнеримский философ Марк Туллий Цицерон сказал: «Справедливость – высшая из всех добродетелей». Французский писатель Ф. Мориак дополнил высказывание: «Самое ужасное на свете – справедливость без милосердия». А Жан Жак Руссо уточнил: «Видеть несправедливость и молчать – означает самому принять в нем участие».
(Учащиеся записывают высказывания в тетрадь.)
Дискуссионный модуль
‑ Согласны ли вы с высказываниями великих людей?
‑ С какими нравственными качествами связано слово «справедливость»?
‑ С какими качествами человека несовместима справедливость?
«Забота о физическом здоровье»
«География»
6 класс
Тема: «Гидросфера»
Информационный модуль
(Учитель передает цитату французского писателя А. де Сент-Экзюпери из книги «Планета людей».)
«Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».
Дискуссионный модуль
‑ Как вы считаете, зависит ли здоровье человека от качества воды?
‑ Какие меры необходимо предпринять для обеспечения ответственного и безопасного поведения на воде?
«Медицинская подготовка»
10 класс
Тема: «Отравление ядовитыми растениями»
Информационный модуль
В теплое время года учащаются случаи отравления ядовитыми растениями. Обычно они регистрируются у детей. Однако могут пострадать и взрослые, например, при работе в сельском хозяйстве или при употреблении меда, если для него была собрана ядовитая пыльца.
Некоторые растения приобретают опасные свойства при неправильном хранении или заражении грибковыми болезнями. Самый известный пример – употребление пораженной спорыньей пшеницы. Чтобы вовремя оказать первую помощь, нужно знать, по каким признакам можно распознать отравление ядовитыми растениями.
Первые признаки отравления неспецифичны. Они возникают при попадании токсина в желудок и раздражении органов пищеварения. Появляется рвота, боли в животе, жидкий стул. После всасывания ядов в кровь развиваются более специфичные симптомы. Поражаются:
- нервная система (атропиноподобный и никотиноподобный синдромы);
- сердце (нарушения сердечного ритма);
- органы пищеварения и печень (кровоизлияния на коже, желтуха);
- кожа (токсический дерматит).
Атропиноподобный синдром вызывают яды белены, вороньего глаза, дурмана, паслена, красавки. Он проявляется такими нарушениями:
- сухость в полости рта и глотке;
- учащенное сердцебиение;
- расширение зрачков;
- повышение температуры;
- возбуждение, галлюцинации, потеря сознания;
- покраснение кожи.
Дискуссионный модуль
‑ Что необходимо знать каждому человеку о возможности отравления ядовитыми растениями?
‑ Какую первую медицинскую помощь необходимо оказать человеку при подозрении на отравление ядовитыми растениями?
«Математика»
5 класс
Тема: «Нахождение части от числа»
Информационный модуль
Задача. В пятом классе учится 28 человек, из них в школе ежедневно съедают по одному банану. Сколько шкурок от бананов накопится в конце учебного года, если известно, что он длится 35 недель?
Дискуссионный модуль
Известно, что брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Что произошло бы с территорией вокруг школы через год (два), если бы всем учащимся разрешили бросать шкурки на землю?
‑ Что может сделать каждый из вас, чтобы этого не произошло?
‑ Какой вред здоровью человека могут принести пищевые отходы?
‑ Знаете ли вы, как в нашей стране утилизируются большие объемы пищевых отходов?
«Информатика»
6 класс
Тема: «Меры безопасности при работе в сети Интернет»
Информационный модуль
(Педагог предлагает высказывание ученого Эриха Фромма.)
«Современный человек своими руками создал целый мир доселе не виданных вещей. Но вышло так, что это его творение стоит теперь над ним и подавляет его. И чем более могущественны и грандиозны развязанные им силы, тем более слабым созданием ощущает себя человек. Он попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой».
Эрих Фромм
Дискуссионный модуль
– Может ли созданный вами аккаунт в сети Интернет «стать над вами и подавлять вас»?
– Как вы понимаете фразу «попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой»?
– Как интернет может повлиять на образ жизни и здоровье человека?
– Что нужно сделать для того, чтобы безопасно работать в сети Интернет?
– Что нужно сделать для того, чтобы сохранить свое здоровье?
«Химия»
9 класс
Тема: «Применение металлов и сплавов. Биологическая роль металлов»
Информационный модуль
Учащимся предлагается задание: «Известно, что комнатные растения, посаженные в металлические банки из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках. Объясните почему. Как это может быть связано с загрязнением окружающей среды тяжелыми металлами?».
Консервные банки изготовлены из специального сплава, содержащего наряду с железом, добавки олова, меди и марганца. Все эти элементы необходимы для питания растений. Постепенно растворяясь под действием воды и почвенных кислот, они обеспечивают дополнительную минеральную подкормку, и растения лучше развиваются.
Дискуссионный модуль
‑ Почему необходимо сдавать батарейки в специальные пункты сбора?
‑ Почему примером ответственного и безопасного поведения человека является раздельный сбор мусора?
«Химия»
8 класс
Тема: «Вода и растворы в жизнедеятельности человека»
Информационный модуль
Учитель передает цитатуиз произведения Александра Твардовского «Василий Теркин»:
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода,
Лучше нет простой, природной –
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, –
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б – вода.
Дискуссионный модуль
‑ Почему так велика ценность воды для человека, причем не только в экстремальных ситуациях («на войне, в пыли походной…»), но и в повседневной жизни?
‑ Какие меры предпринимаются в местности вашего проживания для сохранения чистоты воды?
‑ Какое значение это имеет для сохранения здоровья населения?
«Основы безопасности жизнедеятельности»
7 класс
Тема: «Безопасный отдых на природе»
Информационный модуль
Учитель предлагает следующую информацию для размышления:
Летом многие из нас отдыхают за городом, на даче, совершают прогулки на природе. Однако не всегда общение с природой приносит только пользу. Поэт Евгений Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Дискуссионный модуль
– Какую пользу приносит отдых на природе?
– Какая опасность может подстерегать во время отдыха на природе?
– Почему поэт Е. Евтушенко призывал «убивать зверей внутри себя»?
«Основы безопасности жизнедеятельности»
7 класс
Тема: «Опасные привычки»
Информационный модуль
(Учитель представляет (читает, демонстрирует на слайде, записывает на доске и т. п.) высказывание французского философа Жан-Жака Руссо.)
Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный и уединенный, который предписан нам был природою.
Дискуссионный модуль
‑ Как связаны опасные привычки со здоровьем человека? А с образом жизни?
‑ Согласны ли вы с французским философом? Обоснуйте вашу точку зрения.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
7 класс
Тема: «Опасные привычки»
Информационный модуль
(Учитель представляет (читает, демонстрирует на слайде, записывает на доске и т. п.) высказывание Фрэнсиса Бэкона.)
«Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки» (Фрэнсис Бэкон).
Дискуссионный модуль
‑ Как связаны опасные привычки со здоровьем, развитием и образом жизни молодого человека?
‑ Почему английский философ придает такое значение воспитанию в формировании привычек? Обоснуйте свою точку зрения.
«Трудовое обучение. Обслуживающий труд»
5 класс
Тема: «Горячие напитки, их виды»
Практическая работа «Приготовление горячих напитков»
Информационный модуль
В наш быт все чаще входит приглашение на чашку чая. Поэтому одна из рассматриваемых проблем занятия заключается в получении знаний о чае как горячем напитке, его родине, сортах и видах, традициях чаепития разных стран, правилах приема гостей. Так как чаепитие появилось давно, то выработались неизменные заповеди гостеприимства, которые предписывают встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением. Согласно древнему обычаю, не полагалось расспрашивать гостя даже об имени его, не накормив и не напоив его. Ведь чай – это тонизирующий напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. Родиной появления чая считается Китай.
Существует много легенд о появлении чая. Одна из легенд заключается в том, что когда-то (это было за много веков до нашей эры) китайскому императору кипятили воду, и в сосуд упало несколько листков с чайного куста. Вода потемнела, от нее исходил тонкий аромат и приятный запах. Настой попробовали, и всем понравилось. Это было первое в мире чаепитие. Существует и другая легенда о появлении чайного дерева, которую рассказывают буддисты. Один принц-проповедник в наказание за то, что не смог противостоять сну в течение 9 лет, отрезал себе веки. Как только веки упали на землю, из них выросли два неизвестных куста. И листья этих кустов обладали чудесной способностью бороться с сонливостью. Известно, что сначала листья чайного куста превращали в порошок.
Только в XV веке листья стали настаивать. Официально известно, что чай впервые попал в Россию в качестве подарка царскому двору от монгольского Алтын-Хана в 1638 году. Его привез русский дипломат Василий Старков. Чай не очень понравился царю, возможно, это из-за того, что, подарив сухой чай, дарители утаили способ приготовления ароматного напитка. Поэтому покупка чая у Китая началась только в 70-х годах ХVII века. Правда, долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение «чайком побаловаться». Знаменитые русские художники на своих полотнах по-разному изображали чаепитие (Б. Кустодиев «Извозчик за чаем», «Купчиха за чаем»; В. Перов «Чаепитие в Мытищах», К. Коровин «За чайным столом»
и др.). Один из иностранных путешественников заметил, что русские люди до того «наупражнялись» в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.
Чаепитие как в России, так и в Беларуси стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. В настоящее время чай различают по сортам: высший, первый, второй и третий. По форме листа он делится на виды: листовой, гранулированный и купаж. Купаж – это смесь сухого чая с разных плантаций. Каждый сорт чая заваривается по-своему. Но для всех сортов существуют общие правила, которых нужно придерживаться: 1) обязательно надо ошпарить чайник; 2) насыпать в него по чайной ложке чая на каждого человека и одну ложку «для чайника»; 3) вода для заваривания должна быть свежая и чистая (лучше родниковая); 4) довести воду до «Белого ключа» (начало закипания) и тут же заваривать чай, наливая 1/3 чайника; 5) оставить настаиваться чай от 2 до 5 минут в зависимости от вкуса; 6) долить чайник, оставив воздушную прослойку и через минуту чай готов.
Дискуссионный модуль
‑ Считают, что в стакане крепкого чая содержится кофеина примерно столько, сколько в таблетке от головной боли. Можно ли заменить применение таблеток кружкой выпитого чая?
‑ Диетологи советуют использовать чай как источник витамина С (в 4 раза больше, чем в лимоне или апельсине). Можно ли заменить употребление фруктов, богатых витамином С, чаем?
‑ Какие предпочтения современного человека в выборе вида и рецептах приготовления чая как источнике укрепления жизненных сил и физического здоровья?
«Черчение»
9 класс
Тема: «Углубление сведений о графических изображениях и областях их применения. Чертежи и их значение в практике».
Информационный модуль
Сильные землетрясения, особенно подводные, вызывают цунами – гигантские волны высотой 5–10 м и более, двигающиеся с огромной скоростью. Наибольшей опасности подвержены побережья морей и океанов. Но цунами могут возникнуть даже на озерах и водохранилищах. Не застрахованы от цунами и жители удаленных от побережий районов, когда могучая энергия землетрясения заставляет колебаться огромные массы воды, которые выплескиваются на берег валами, сметающими все на своем пути. Большинство разрушений происходит вследствие природных катаклизм, одним из которых является землетрясение. Но самым страшным фактором является война, вследствие которой разрушаются целые города и погибают тысячи населения. Поэтому архитектура ‑ отрасль, пожалуй, не менее точная, чем хирургия. Во всяком случае, от качественной работы архитекторов и строителей напрямую зависит не только комфорт, но и жизнь человека. «Современный инженер работает со сложными инженерными системами. Его деятельность связана с их конструированием и проектированием, диагностикой, налаживанием, а также разрушением и выводом из эксплуатации. Широкое развитие в современном обществе получили различные виды инженерной и технической диагностики, которая основывается на дефектоскопии инженерных конструкций: мостов, путепроводов, плотин и других сооружений, разрушение которых грозит значительными потерями и даже гибелью людей. По всей видимости, проблема техногенных катастроф является проблемой нашего времени, свойственной всем странам. В этой связи актуализируются задачи противодействия технической безграмотности, которая культивировалась десятилетиями.
Дискуссионный модуль
‑ С какой целью выполняют строительные чертежи зданий? Какова область их применения? На каком этапе разработки конструкторской документации больше всего рисков?
‑ К чему приводят ошибки в проектной конструкторской документации?
‑ Какие рациональные способы решения проблемы гарантии от рисков, исправления ошибок вы знаете?
‑ Представьте, что Вы ‑ начальник проектного отдела (деятельность связана с конструированием и проектированием, диагностикой, налаживанием, а также разрушением и выводом из эксплуатации жилых домов, где, соответственно, основной ценностью является забота о жизни и здоровье человека). Воплотите практически свои идеи при выполнении графической работы.
I ступень общего среднего образования
«Добро»
«Математика»
3 класс
Тема: «Табличное умножение с числом 5»
Информационный модуль
(Учитель предлагает текст.)
16 июня в службу спасения поступило сообщение от очевидцев, что птенец сокола-пустельги выпал из гнезда и нуждается в помощи. На месте вызова спасатели обнаружили маленького хищника, который вел себя довольно агрессивно и норовил укусить за палец. На какую высоту спасатели с помощью подъемника доставили птенца, если гнездо пернатые свили под крышей пятиэтажного дома, высота одного этажа 3 м, а под первым этажом находится цокольный этаж высотой 1 м?
(Юный спасатель, 10. 2018)
Дискуссионный модуль
– Как вы думаете, почему родители соколенка не могли сами спасти своего птенца?
– Какими качествами, на ваш взгляд, обладают люди, которые вызвали службу спасения?
‑ Какие добрые поступки совершали вы по отношению к животным, попавшим в беду?
«Человек и мир»
3 класс
Тема: «Опора тела и движение»
Информационный модуль
(Учитель предлагает текст.)
Субботним декабрьским утром девятиклассница Колодищанской средней школы Екатерина Лапаник шла в художественную школу. В будущем девочка собирается поступать на архитектурный факультет, поэтому усиленно занимается рисованием. Идя обычным маршрутом, она заметила сидящую на снегу девушку, которая плакала и стонала. Школьница подошла к ней и спросила, что случилось. Оказалось, что Дарья поскользнулась и, падая, сильно повредила ногу. Катя быстро сориентировалась в ситуации и вызвала по мобильному телефону скорую помощь. Несмотря на то, что школьница опаздывала на урок, она не бросила пострадавшую, всячески поддерживала ее до приезда скорой, а потом вместе с медиками помогла девушке добраться до машины. Уже в больнице выяснилось, что у Дарьи тройной перелом лодыжки.
Позже пострадавшая Дарья поблагодарила свою юную спасительницу через соцсеть «ВКонтакте», а представитель Минского областного управления МЧС вручил неравнодушной школьнице подарки.
В свои 14 лет Екатерина оказалась отзывчивее взрослых, которые в тот день прошли мимо пострадавшей девушки.
(Юный спасатель, 12. 2018)
Дискуссионный модуль
– Заслуживает ли, на ваш взгляд, уважения добрый поступок Екатерины?
– Всегда ли вы приходите на помощь пострадавшим?
«Русский язык»
3 класс
Тема: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Информационный модуль
(Учитель предлагает текст.)
В мае в пожарную часть № 5 города Бреста поступил звонок: всю ночь скулила собака, а к утру замолкла. Работники МЧС поняли, что животное нуждается в помощи, и выехали на место происшествия. В поле недалеко от аэропорта они нашли щенка, который застрял в битуме. Проблема была в том, что после холодной ночи смола застыла и стала твердой, как асфальт. Около часа спасатели с помощью лома и лопаты освобождали беднягу из битумной ловушки. Затем щенка передали волонтерам общественного объединения помощи животным «Доброта». Около трех дней добровольцы боролись за жизнь малыша, который едва не погиб от химических ожогов. История закончилась благополучно: Тимати выздоровел и нашел любящую хозяйку.
(Юный спасатель, 7. 2018)
Дискуссионный модуль
‑ Почему, на ваш взгляд, общественное объединение помощи животным называется «Доброта»?
– Где произошел несчастный случай со щенком?
– От кого в МЧС поступил сигнал о происшествии?
– Что же случилось с Тимати?
– Кому обязан своим спасением щенок?
«Литературное чтение»
3 класс
Тема: «В. Осеева “Волшебное слово”»
Информационный модуль
(Выборочное чтение детьми произведения В. Осеевой «Волшебное слово».)
Старик разгладил длинную бороду:
‑ Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
‑ Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни: тихим голосом, глядя прямо в глаза…
‑ А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил.
‑ Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
Дискуссионный модуль
‑ Как вы думаете, совершил ли маленький старичок из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» добрый поступок?
‑ В каких литературных произведениях авторы описывают добрые поступки детей?
«Изобразительное искусство»
4 класс
Тема: «Композиционные разновидности вытинанки. Древо жизни. Букет. Вальс (танец) снежинок (по выбору учащихся)»
Информационный модуль
Мир ребенка начинается с семьи. В стенах своего родного дома он проходит первую жизненную школу. Семья – его опора, защита, любовь. В мире есть отцы и дети. Твой отец и мать – дети своих отцов и матерей – твоих дедушек и бабушек. Род человеческий состоит из поколений. Это великая мудрость. Одновременно живут в мире несколько поколений. Все мы ветви и листья огромного человеческого дерева. В старину его называли родословным деревом. Перенесемся в средние века. Вы, конечно, слышали о рыцарях, которые образовывали рыцарские союзы (ордена). И для того, чтобы вступить в такой орден, рыцарь должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо: внизу герб рыцаря (дворянина), далее ствол делился на две главные ветви: справа рисовался герб отца, слева – герб матери. Каждая из этих ветвей тоже делилась на две маленькие ветви, на которых помещались гербы дедушек и бабушек с отцовской и материнской сторон. Рыцари и дворяне, цари и короли хорошо знали своих предков. Каждому человеку важно и интересно знать свое древо жизни.
Пусть каждый из вас скажет себе: «Самые близкие мне люди – моя семья, мои родные. Я всегда помню об этом. Я хочу помогать родным, беречь тепло родительского дома. Я хочу написать историю своей семьи. В моем роду тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных трагедиях, героизме».
Помни, что уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни.
Дискуссионный модуль
‑ Где человек проходит первую жизненную школу?
‑ Можете ли вы составить родословное древо своей семьи?
‑ Какой добрый поступок совершили вы по отношению к своим родным и близким?
«Милосердие»
«Математика»
4 класс
Тема: «Деление многозначного числа на однозначное»
Информационный модуль
(Учитель предлагает текст.)
Сотни родителей детей с нервно-мышечными заболеваниями собирают деньги в соцсетях. Детям нужны коляски, реабилитация, аппараты для дыхания и много чего еще. Вместе с тем за год на белорусские свалки попадает около 4000 тонн пластиковых крышечек, которые будут разлагаться более 100 лет. Если их сдать на переработку, можно получить не менее 800 000 долларов.
Наталья Кунцевич запустила в Беларуси проект «Новая жизнь в обмен на крышечки», чтобы по всей стране собирать пластиковые крышки и помогать семьям больных детей в сборе средств на лечение. Сегодня к проекту уже подключились более ста школ, предприятий и гипермаркетов в 50 городах и поселках по всей стране.
Узнайте, сколько инвалидных колясок можно было бы купить, если бы крышечки не выбросили на белорусские свалки, а сдали бы на переработку, при условии, что для приобретения одной новой коляски в среднем необходимо сдать 8 тонн крышечек (это 1 грузовик, 4 миллиона крышечек).
Подсчитано, что один человек за год может собрать 192 крышечки. Сколько крышечек мог бы собрать за год твой класс? Какова масса этих крышечек, если в 1 кг 500 штук?
Дискуссионный модуль
‑ На ваш взгляд, участие в данном проекте можно ли назвать милосердным?
– Как вы считаете, востребован ли проект «Новая жизнь в обмен на крышечки» в Беларуси?
– Встречали ли вы контейнеры-домики для пластиковых крышечек?
– Принимали ли вы участие в сборе крышечек для переработки?
«Беларуская мова»
3 клас
Тэма: «Адзіночны і множны лік назоўнікаў»
Інфармацыйны модуль
Як можа дапамагчы кожны жывёлам з прытулку?
Самую добрую справу, якую вы можаце зрабіць, – гэта забраць з прытулку гадаванца. Калі ж вы ці вашыя бацькі не гатовыя да такога кроку, ёсць спосаб дапамагчы па-іншаму. Напрыклад, можна прыняць удзел у розных дабрачынных акцыях у падтрымку хатніх жывёл. Пра іх звычайна паведамляюць загадзя ў навінах. Такія мерапрыемствы дазваляюць не толькі выбраць сабе гадаванца, але і прынесці корм для сабак або катоў, ланцужкі, ашыйнікі, міскі. Таксама можна стаць валанцёрамі і дапамагаць даглядаць за бяздомнымі жывёламі.
(Юный спасатель, 8. 2018)
Дыскусійны модуль
‑ Ці можна назваць валанцёраў міласэрнымі людзьмі?
‑ Як вы думаеце, ці дазволяць вам бацькі ўзяць жывёлу з прытулку?
‑ Калі не, якую яшчэ добрую справу вы маглі б зрабіць для бяздомных жывёл?
«Трудовое обучение»
2 класс
Тема: «Стилизация из засушенных растений»
Информационный модуль
(Учитель предлагает текст.)
Однажды в приют пришла пожилая пара. Они рассказали, что их пес недавно умер от старости. Сначала они думали купить породистую собаку, а потом решили, что у них появился шанс спасти чью-то жизнь. У этих людей был единственный вопрос: «Кто у вас в данный момент самый несчастный?» В отлове был один бедолага: десятилетняя собака со спицей в сломанной лапе. Очевидно, что ее шансы найти хозяина были нулевыми. Пожилые люди сказали, что других животных им не нужно даже показывать, и забрали ее домой.
(Юный спасатель, 8. 2018)
Дискуссионный модуль
– Почему пожилая пара пришла в приют за новым питомцем, а не купила породистую собаку?
– По какому признаку они выбирали животное?
– За что, на ваш взгляд, заслуживает уважения поступок пожилых людей?
‑ Считаете ли вы, что пожилая пара проявила милосердие по отношению к больному животному?
«Честь и достоинство»
«Літаратурнае чытанне» (пазакласнае чытанне)
3 клас
Тэма: «Прыгажэйшая на свеце – беларуская зямля»
Інфармацыйны модуль
(чытанне твора МіколыМаляўкі«Дзякуй за мір, Перамога! »
Край наш святочна прыбраны,
Кветак ля помнікаў многа.
Дзякуй за мір, ветэраны!
Дзякуй за мір, Перамога!
Мы прывячаем з пашанай
Франтавіка дарагога.
Дзякуй за мір, ветэраны!
Дзякуй за мір, Перамога!
Мы салютуем курганам,
Помнікам фронту ляснога.
Дзякуй за мір, ветэраны!
Дзякуй за мір, Перамога!
Вабяць углыб акіяны,
Кліча да зорак дарога.
Дзякуй за мір, ветэраны!
Дзякуй за мір, Перамога!
Дыскусійны модуль
‑ Як вы лічыце, чаму аўтар дзякуе ветэранам?
‑ У чым праяўляліся гонар і годнасць салдат у часы Вялікай Айчыннай вайны?
‑ У чым праяўляецца ваша годнасць?
«Основы безопасности жизнедеятельности»
4 класс
Тема: «Опасность водоемов»
Информационный модуль
(Учитель предлагает текст.)
В один из сентябрьских дней жители города Марьина Горка шестнадцатилетние Александр Антоненко и Евгений Простаков отправились после учебы на рыбалку. В такое время года на речке Титовке немноголюдно, поэтому ребята удивились, когда со стороны камышей услышали тихий стон. Юноши стали пробираться сквозь камыши, но сразу же провалились по колено в ледяную грязь. Пришлось снять обувь и дальше продвигаться уже босиком, обламывая сухие стебли, натыкаясь ногами на острые корневища. Было больно, но ребята уверенно шли на голос, который раздавался все ближе.
Метров через десять от берега наконец-то увидели в воде мужчину. На поверхности виднелась только его голова. Он держался руками за камыши. Когда ребята попросили его дать руку, он еле смог ее чуть-чуть протянуть.
Саша и Женя ухватили утопающего за пальцы и, подтянув немного к себе, крепко уцепились за обе его руки. Им удалось вытащить мужчину из ледяной воды и уложить на камыши. Пострадавший не мог двигаться, поэтому Саша побежал обратно к берегу, где остался его телефон, чтобы вызвать помощь.
Когда спустя несколько минут подъехали врачи скорой помощи и подразделение МЧС, выяснилось, что еще бы немного – и мужчина мог погибнуть от переохлаждения.
Вот так неожиданно для самих себя юные рыбаки превратились в героев. Сами они считают, что по-другому поступить не могли: не в их характере остаться равнодушными к чужой беде.
(Юный спасатель, 10.2018)
Дискуссионный модуль
– Позволял ли возраст Саши и Жени находиться одним на реке?
– С какими трудностями столкнулись ребята, оказывая помощь пострадавшему?
– Считают ли они себя героями?
‑ Можем ли мы назвать мальчиков достойными людьми?
Задание. Ознакомьтесь с информацией и подумайте, можно ли отнести к описанной ситуации пословицу «Всякая помощь хороша вовремя».
«Справедливость»
2 класс
Литературное чтение
Тема: «В.А. Осеева “Печенье”»
Информационный модуль
(Чтение текста)
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
– Дели по одному, – строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
– Ровно? – спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
– Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.
– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку хлеба...
Дискуссионный модуль
– Справедливо ли поступили мальчики по отношению к маме и бабушке?
– Выбери пословицу, которая больше подходит к данному тексту.
(Нет родней дружка, как родная матушка. Сердце матери лучше солнца греет. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. Изба детьми весела.)
– Если бы у тебя была возможность изменить данный текст, что бы ты в нем изменил?
«Забота о физическом здоровье»
«Русский язык»
4 класс
Тема: «Неопределенная форма глагола»
Информационный модуль
Спасатель-высотник умеет мгновенно переквалифицироваться из простого пожарного в альпиниста. Здесь важны физическая подготовка, крепкое здоровье, выносливость и отсутствие боязни высоты. Выполнять различные задачи приходится в необычных условиях, в подвешенном состоянии, не чувствуя опоры под ногами. Жизнь в прямом смысле висит на веревке. Спасатель должен не только думать про свою безопасность, но и оказать помощь пострадавшему, транспортировать его в безопасное место.
(Юный спасатель, 11.2018)
Дискуссионный модуль
‑ Благодаря чему спасатели-высотники могут справиться с тяжелыми физическими нагрузками?
– Какие особенности условий работы спасателя-высотника?
– Какими качествами должен обладать пожарный, чтобы стать спасателем-высотником?