Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Безопасность и профилактика

С 13.11.2023 по 19.11.2023 проходит профилактическая информационно-образовательная акция "Всемирный день некурения" 

Ежегодно по инициативе Международного союза по борьбе с раком в третий четверг ноября проводится День некурения. Республиканская антитабачная информационно-образовательная акция, приуроченная к этому дню, проходит в нашей стране с 13 по 19 ноября 2023 года.

Целью проведения акции является повышение уровня населения в отношении пагубных последствий для здоровья потребления табака и воздействия табачного дыма, формирование у гражданского общества поддержки мер, направленных на борьбу с потреблением табака в соответствии с положениями Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Табачный дым вызывает и обостряет многие болезни, действуя практически на все органы. А продукты табачного происхождения вместе с другими канцерогенными веществами – главная причина возникновения онкологических заболеваний. Курение провоцирует развитие 18 форм рака у человека: рак легкого, пищевода, гортани и полости рта, мочевого пузыря, поджелудочной железы, почки, желудка, молочной железы, шейки матки и др. Кроме высокого риска возникновения различных форм злокачественных новообразований, продолжение курения негативно сказывается на проведении специального лечения при возникновении этих заболеваний. Установлено, что у курящих пациентов, по сравнению с некурящими, сокращается продолжительность жизни, возрастает риск рецидива или возникновения второй опухоли, снижается эффективность лечения, качество жизни. Прекращение курения гарантирует снижение заболеваемости.

Не существует безопасной сигареты и безопасного уровня курения. Единственным наиболее эффективным способом снижения опасности дляздоровья остается прекращение курения.Отказ от курения в любом возрасте оправдан, поскольку:через 8 часов уровень кислорода в крови возвращается к норме;через 48 часов человек обретает обоняние и вкус;через 1 месяц становится легче дышать, исчезают утомление,головная боль;через 6 месяцев проходят бронхиты, восстановится сердечный ритм; через 1 год вдвое уменьшается возможность умереть отишемической болезни сердца.

Одна треть курильщиков в Беларуси хочет бросить курить. Около 90% взрослых курильщиков предпринимают попытки прекратить курение самостоятельно. К сожалению, большинство попыток бросить куритьзаканчивается неудачно. Приблизительно 70% прекративших курение вновь начинают курить, как правило, в течение ближайших трех месяцев. Однако с каждой очередной попыткой вероятность окончательного прекращения курения возрастает.

Существует два основных способа отказа от курения: одномоментный, при котором человек бросает курить раз и навсегда и постепенный, медленный, поэтапный.Первый способ вполне пригоден для лиц, только начавших курить, детей, подростков, у которых явления абстиненции при отказе от курения выражены слабо и легко переносимы.Второй способ чаще рекомендуют курильщикам со стажем или в возрасте старше 50 лет.Внезапно перестать курить лучше в спокойной обстановке, заранее настроив себя на этот решительный шаг. Лучше всего наметить для себя конкретную дату (недели через 2-3). Скажите знакомым, что бросаете курить. Они постараются помочь.При постепенном отказе от курения успешно используется система самоограничений:

Не курите натощак, старайтесь как можно дольше отодвинуть момент закуривания первой сигареты.
При возникновении желания закурить повремените с его реализацией и постарайтесь чем-либо себя занять или отвлечь. Можнозакрыть глаза, сделать очень медленно глубокий вдох, сосчитать до пяти, медленно выдохнуть. Повторить несколько раз.
Постарайтесь заменить курение легкими физическими упражнениями, прогулками.
Замените сигарету стаканом сока, минеральной воды, жевательнойрезинкой, несладкими фруктами.
Старайтесь ежедневно сокращать количество выкуриваемыхсигарет на 1-2.
Желание закурить приходит волнообразно, поэтому постарайтесьпережить такой «приступ» без сигареты.
Табакокурение – это привычка, поэтому надо исключить другие привычки, связанные с ней, привычные стереотипы (отказаться от действий, которые раньше сопровождались курением, например, просмотр телевизора, слушание музыки).
Всякий раз, беря сигарету, кладите пачку подальше от себя.
Не носите с собой зажигалку или спички.
После каждой затяжки опускайте руку с сигаретой вниз.
Перестаньте глубоко затягиваться.
Выкуривайте сигарету только до половины.
Покурили – уберите пепельницу, а пачку отнесите в другую комнату.
Покупайте каждый раз не больше одной пачки сигарет.
Покупайте сигареты разных марок, а не только свои любимые.
Старайтесь как можно дольше не открывать новую пачкусигарет.
Курите стоя или сидя на неудобном стуле.
Перестаньте курить на работе.
Перестаньте курить в квартире.
Не курите на улице.
Не курите, когда ожидаете чего-то (телефонного звонка, автобусана остановке и т.п.).
Если водите машину, закуривайте лишь по приезде на место.
Когда у Вас кончились сигареты, ни у кого их не просите.
Отказывайтесь от каждой предложенной Вам сигареты.
Откладывайте выкуривание первой в день сигареты на 10 минут позже, чем это было вчера. Продолжайте это до того времени, пока Вы сможете не курить в течение первых 3 часов после сна.Говорите себе: «Я достаточно силен, чтобы подождать с курением 10 минут».
Первые дни без сигарет самые трудные. Надо как можно быстрее освободить организм от никотина и других вредных компонентовтабачного дыма.Для этого необходимо соблюдать следующие правила: пить больше жидкости: воды, соков, некрепкого чая с лимоном (лимон содержит витамин С, который особенно нужен тем, кто бросает курить);не пить крепкий чай или кофе – это обостряет тягу к сигарете; по тойже причине не следует есть острые и пряные блюда;в первые дни есть больше свежих овощей и кисломолочныхпродуктов, пить соки;каждый день съедать ложку меда – он помогает печени очиститьорганизм от вредных веществ;поддерживать высокий уровень физической активности – физкультура не только отвлекает от курения, но и улучшает дыхание.

Значительно легче бросить курить, находясь на отдыхе, обязательно

сменив при этом привычную (рабочую, домашнюю) обстановку, а от курения, никогда нельзя прикасаться к сигарете. Одна единственная сигарета, даже одна затяжка, навсегда перечеркнетзатраченные усилия.

После 3-х неуспешных самостоятельных попыток прекратить курение, рекомендуется обратиться за психотерапевтическим лечением зависимости от никотина к врачам-специалистам (врач-психиатр-нарколог, врач-психотерапевт.).

Ссылка на материал


Профилактика домашнего насилия


Памятка родителям

«Как не допустить суицид у подростка» 

Учреждение здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» 

Ситуации риска, когда родителям и близким ребенка нужно быть внимательными и обратиться за помощью к специалистам:

-      непонимание своего ребенка, напряженная атмосфера      

-      в семье;

-      конфликтность ребенка по отношению к другим (семейные конфликты, конфликты со сверстниками, унижения, травля со стороны свер­стников);

-      агрессивность ребенка по отношению к окружающим;

-      зависимости ребенка (компьютерная, пищевая, алкогольная, нарко­тически);

-      резкая негативная смена увлечений, окружения,

-      друзей;

-      смена настроения ребенка, переживания, печаль, обиды, подавлен­ность и т.д.;

-      негативные изменения в поведении ребенка (склонность к уходу из дома, хулиганство, воровство и т.д.);

-      резкое снижение успеваемости в школе;

-      изменения в самооценке;

-      нарушения сна, повышенная утомляемость, длительная бессонница у ребенка;

-      длительное (более одного месяца) повышение или понижение на­строения, сильная тревога;

-      длительные острые переживания ребенком утраты (смерти значимо­го близкого), несчастной любви и т.д.;

-      рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью;

-      неверие ребенка в свое будущее, негативная оценка настоящего и бу­дущего, угрозы покончить жизнь самоубийством;

-      наличие примера суицида в ближайшем окружении или среди значи­мых взрослых или сверстников и т.п.

1.     Если Вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков (си­туаций), это уже достаточный повод для того, чтобы, прежде всего уделить повышенное внимание своему ребенку, спокойно обсудив ситуацию, причины, уточнив, чем Вы можете помочь, совместно об­думать пути исправления, сглаживания ситуации.

2.     Рассмотрите возможности обращения к специалистам вместе с ре­бенком или самостоятельно, очно (по адресу: г. Минск, ул. П. Бровки, д. 7; время работы: Пн.-Пт. с 08:00 до 17:00) или заочно (посредством «Телефона доверия»: 8(017)311-00-99, +375 (29) 101-73-73 (A1), +375 (29) 899-04-01(МТС) с возможностью обращения с помощью мессенджеров Телеграм (Telegram), Вайбер (Viber), Ватсап (WhatsApp).

Кроме того, всегда старайтесь:

-      сохранять контакт со своим ребенком;

-     поощрять ребенка к самостоятельному выстраиванию жизненных перспектив;

-     совместно обсуждать такие понятия, как смысл жизни, любовь, дружба, предательство и т.д.;

-     научить ребенка радоваться не только успехам, достижениям, награ­дам, но и получать удовольствие от жизни (от общения с природой, друзьями, от интересных книг, спорта, хобби и т.д.).

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, будьте внимательны к своим детям!

 

Аутоагрессия или что такое самоповреждения?

Аутоагрессия, самоповрежде́ние, селфхарм (от англ. self-harm), членовредительство это все синонимы одного явления. Все они обозначают преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений. Самоповреждение так же встречается как симптом многих расстройств психической сферы, но может быть и отдельным явлением в рамках личностных особенностей. Наиболее частая форма самоповреждения — порезы кожи и расцарапывание кожи при помощи острых предметов. Другие формы самоповреждения включают в себя пережатие и удары по частям тела, обжигание кожи, препятствование заживлению ран, вырывание волос, употребление токсических веществ.

Если говорить более глобально, аутоагрессия напрямую связана с неконтролируемыми поступками, которые совершаются личностью в момент атаки, и наносят существенный урон ее физиологическому здоровью. Это может быть неконтролируемый прием спиртного или наркотиков, суицидальные мысли, странные желания, касающиеся опасности и экстрима. Стремление нанести себе вред зачастую бывает абстрактным и подсознательным, но, независимо от этого, итог может быть печален. Между тем аутоагрессия проявляется у каждого из нас. Испытывая негативные эмоции, мы позволяем себе «напиться», выкурить неконтролируемое количество сигарет, ударить кулаком по стене, травмировав руку. Куда печальнее данное явление выражается у легковозбудимых индивидуумов. Встречали ли вы человека, который, после скандала в семье, стремится к лихачеству на автомобиле? Или личность, в мыслях которой при потрясении закрадываются явные желания свести счеты с жизнью? Причины аутоагрессии, как водится, кроются в тяжелом детстве. Немотивированные приступы агрессии по отношению к себе чаще встречаются у людей, которые пережили психологическое и физическое насилие со стороны близких, претерпевали постоянное давление со стороны матери («Ты не такой умный, образованный, развитый, как…»), подвергались осуждению и насмешкам со стороны сверстников. Все эти душевные раны не проходят для психики бесследно. В сознательном возрасте они перерастают в реальную ненависть к себе, постоянные укоры в свою сторону, психологическую дисгармонию.

Аутоагрессия распространена у подростков, более того, именно в пубертатном возрасте она проявляет себя наиболее ярко. Реже встречается у детей. У взрослых часто проявляется на подсознательном уровне. Лечение приступов аутоагрессии начинается с детального анализа причин, спровоцировавших отклонение. Аутоагрессия в современном психоанализе интерпретируется как гнев, направленный в ненужное русло. Каждый из нас бывает крайне зол. Многие вымещают внутреннее зло во вспышках, направленных на разрушение материального: битье посуды и стекла, разрыве простыней, наконец, поколачивании боксерской груши для любителей. Вымещая гнев на «бесчувственном», вы освобождаете свой разум от негативных эмоций, не травмируя и не обижая ближнего.

В большинстве случаев, осознанно или неосознанно для пациента, самоповреждение является ответом на сильную эмоциональную, психологическую боль. Из-за того, что внимание пациента переключается на чувство физической боли, эмоциональная боль притупляется — могут временно ослабнуть чувство депрессии, чувство вины, ощущение тревоги, стресса, мучительные воспоминания. Этому также способствуют эндорфины — вещества, естественным образом выделяющиеся в организме при физической травме и способные уменьшать боль и улучшать эмоциональное состояние. Однако после затухания физической боли и прекращения действия эндорфинов эмоциональные страдания возвращаются, что влечёт необходимость повторять самоповреждение вновь и вновь. Со временем самоповреждение часто превращается в привычку.

В некоторых случаях самоповреждение вызвано, наоборот, ощущением внутренней эмоциональной пустоты, потерянности, одиночества. В этом случае физическая боль помогает пациенту почувствовать, что он ещё жив. Это состояние опустошённости может возникнуть как у здорового человека, так и быть вызвано психическим расстройством. Вот пример описания пациентом такого состояния: «Я резал себя, просто чтобы почувствовать боль. Это давало мне ощущение, что я реально существую, что я не сон». Очень подробно это состояние описано в автобиографической книге Арнхильд Лаувенг «Завтра я всегда была львом». Однако после прохождения физической боли от самоповреждения ощущение внутренней пустоты возвращается, что также ведёт к необходимости новых самоповреждений.

Некоторые больные используют самоповреждения в качестве способа снятия агрессии. Часто самоповреждения вызваны чувством вины, действительной или мнимой. В этом случае пациент наказывает себя, нанося самоповреждения. Пациенты так описывают своё состояние: «Мне необходимо было причинить себе вред, наказать себя за то, каким ужасным человеком я был, как мне казалось, и чтобы рассеять туман в голове. Как только я причинял себе вред, я снова чувствовал, что контролирую ситуацию, чувствовал спокойствие, как будто в моей голове была нажата кнопка перезагрузки». Подростки, совершая самоповреждения, нередко вырезают на коже слова, ассоциированные с чувством вины, такие как «тупой», «неудачник», «толстуха» и т. п.

Ещё одна причина самоповреждений — необходимость привлечь к себе внимание, удовлетворить некие потребности, об удовлетворении которых пациент по каким-то причинам не может попросить или которые окружающие отказываются удовлетворять. Такие самоповреждения легко отличить по их демонстративности (в то время как следы самоповреждений, вызванных другими причинами, обычно скрывают). Известно, например, что самоповреждение является частым выражением просьбы и даже шантажа у умственно отсталых пациентов, находящихся в стационаре и требующих что-то от персонала.

Самоповреждающее поведение может быть проявлением ритуалов и верований. Широкую известность получила книга о самоповреждениях ритуального характера в Марокко — «Яркий красный крик» Мэрили Стронг. В ней говорится о народных целителях, вводящих себя в транс и наносящих себе глубокие порезы в области головы.

Часто люди не могут вербализовать смысл самоповреждений, однако в целом отмечают, что это им приносит некоторое облегчение, избавляет от негативных чувств и внутреннего напряжения, избавиться от которых каким-то другим способом невозможно.

Как помочь в этом случае?

Аутоагрессия у детей и взрослых поддается лечению в любом жизненном периоде, при условии, что человек (или его родитель) четко осознает проблему и искренне хочет ее разрешить. Если вы считаете нормой перебрать с алкоголем или порезать руку лезвием после ссоры с партнером – увы, никто не сможет вам помочь. Если же вы абсолютно уверены, что это – расстройство поведения, которое необходимо искоренить, специалисты центра МИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПСИХИАТРИЯ-НАРКОЛОГИЯ" могут помочь вам в этом. В психоанализе для искоренения проблемы рекомендуют такой подход: как только вы почувствуете желание «развеять тоску» крепкими напитками или наркотиками, найдите полезную и достойную альтернативу: посмотрите хорошее кино, послушайте мелодичную музыку, купите себе ароматную пену для ванн и порелаксируйте в воде. В момент атаки выплесните весь негатив на бумагу, а затем энергично разорвите ее или купите себе миниатюрную боксерскую грушу и побейте ее. Но это все временные методы, основная помощь - это сеансы психологической помощи и психотерапии, при помощи которых можно разобраться в причинах самоповреждений и изменить свой стиль поведения в стремлении к здоровым гармоничным отношениям самим с собой. Специалисты МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО КЛИНИЧЕСКОГО ЦЕНТРА "ПСИХИАТРИЯ-НАРКОЛОГИЯ" помогут Вам в разрешении самых сложных вопросов, касающихся Вашего психического здоровья.

Памятка для учителя «Секреты бесконфликтного общения»

Как организовать диалог с родителями

1.  Если вы задаете вопрос, подождите, когда собеседник вам ответит.

2.  Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением родителей.

3.  Если вы не согласны, аргументируйте, повторяйте фразы: «Давайте подумаем», «Давайте сделаем сообща», «Как вы сами думаете», «Мне интересно ваше мнение», «Вы не согласны со мной, почему?» и т. д.

Как организовать работу с родителями

1.Способность к общению- профессиональное качество учителя. Учи­тель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общать­ся, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.

2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко учи­тель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в аппозиции. Часто он начинает поучать, упрекать. Постарайтесь понять чувства отца или матери ученика, найдите в них опору, выстраивая совместные действия.

З.Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Объединение усилий в воспитании ученика основывается на совместных действиях школы и се­мьи, педагога и членов семьи. Сделать это можно только при вза­имном и уважительном признании позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, по­скольку это находится в рамках его компетенции, показывает его про­фессионализм.

4.Людям нравиться ощущать собственное значение. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчеркивание его значение в этом процессе.

5.Покажите родителю свою любовь по отношению к ребенку. Психо­логический контакт с родителем возникает сразу же, как только учитель отметит, что он видит положительные стороны в характере ребенка и симпатизирует ему.

6.Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, вы можете предложить одному из родителей выступить на родительском собрании с проблемой, которую он испытывает в воспитании ребенка, и, каким образом он пытается ее разрешить. Пусть эти проблемы обсуждаются с другими родителями.

Чрезвычайно поучительным было бы выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенко икото­рый сумел их преодолеть.

7. Не стремитесь отстоять собственную позицию.
Успешной можно на­звать беседу не только когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

8. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформули­руйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисципли­ны ученика, обсудите с родителями возможности совместной работы.
Важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в
том, что проблема может быть решена.

9. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с
родителями учитель требует, чтобы они активизировали свое участие в
воспитании ребенка. Он советует, чтобы мать ушла с работы или пе­решла на полставк
и, целиком посвятила себя воспитанию и т. п. Вряд
ли так будет
. Гораздо лучше, если учитель признает право родителей на инте­ресную и содержательную жизнь, но предложить привлечь к своим заня­тиям ребенка.

10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно ут­верждать, что ваша беседа с родителями трудного ученика пройдет более успешно:

1.  Если вам удается избежать противоречия и конфликта.

2.  Если вы смогли удержаться са­ми и удержали родителей от упреков и обвинений.

3.  Если вы удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и при­няли вашу формулировку.

4.  Если вы обсудили ваши совме­стные действия.

 



 Информационный материал

Дети в автомобиле.

1.Собираясь ехать куда-нибудь на машине, пристегните ремень безопасности, даже если поездка будет продолжаться всего несколько минут. Авария случается как в длительных, так и в коротких поездках.

2.Не вставайте с места и не передвигайтесь в машине, когда она едет. При крутом повороте или внезапной остановке вы можете сильно удариться.

3.Не высовывайте руку из окна автомобиля. Проходящий мимо транспорт может задеть вас, что вызовет серьезную травму.

4.Прежде чем автомобиль тронется с места, нужно проверить, хорошо ли закрыты все двери. После этого замки и ручки дверей уже нельзя трогать, потому что незапертая дверь может внезапно распахнуться, и вы на полном ходу машины вылетите на дорогу.

5.Не балуйтесь с дверными ручками - дверь может внезапно открыться.

6.Находясь в автомобиле, не дотрагивайтесь до кнопок и рычагов управления и не пытайтесь самостоятельно сдвинуть машину с места.

7.Не прикасайтесь к рулю, когда автомобиль движется.

8.Выходите из машины только со стороны тротуара (обочины). Многие несчастные случаи происходят от того, что люди вылезают из автомобиля не с той стороны: человека может сбить проходящий мимо транспорт.