Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

Всемирный день распространения информации об аутизме -2 апреля

Если в семье необычный ребенок. Детский аутизм

Проблема раннего детского аутизма (РДА) привлекает к себе большое внимание, которое находит реальное воплощение в создании для этих детей условий специального обучения и воспитания. По данным разных исследователей синдром раннего детского аутизма встречается в 3-6 случаях на 10 тысяч детей.

В районном банке данных о детях с  особенностями психофизического развития по состоянию на 30 марта 2020 года насчитывается 22 ребенка с аутизмом.

Аутизм – это неспособность формировать эмоциональные отношения с окружающими.  Симптомы аутизма проявляются уже в первый год жизни. У малыша отсутствует комплекс оживления, который есть у детей примерно с первого месяца, эмоционально он очень слабо реагирует на близких, вплоть до полного безразличия. Ребёнок-аутист не улыбается, "не даёт" контакта глаза в глаза, хотя обращает внимание на предметы. Эти дети слабо реагируют на различные зрительные и слуховые раздражители, они иногда кажутся глухими и слепыми.

Чем дальше, тем больше признаки аутизма пугают родителей. Эти дети очень боятся перемен: новые предметы, обстановка, люди вызывают у них тревогу, которая проявляется либо отсутствием контактов, либо истерикой, отказом что-то делать. То же касается и речи аутичного ребенка: либо он вообще не говорит, либо, как попугай, произносит что-то, не обращаясь ни к кому. Повторение одних и тех же действий, слов его успокаивает. Родителям кажется, что ребёнок не понимает и не запоминает, о чём они говорят. На самом деле это не так. Больной малыш может вспомнить, например, разговор между мамой и папой через несколько дней, недель, и даже способен передать его интонацию.

В трехлетнем возрасте у детей с аутизмом не происходит "революционное" развитие самосознания. Такой малыш не говорит о себе "я": может продолжать говорить о себе в третьем лице или даже во множественном числе – "мы". Иногда в речи использует штампы (фразы из мультиков, рекламы). У таких детей задержано развитие осознания границ своего тела – бывает, уже в школьном возрасте ребенок, словно впервые, может часами рассматривать себя в зеркале, ощупывать тело.

Аутичный ребенок не очень хорошо понимает окружающие предметы, не понимает, что происходит вокруг, не осознаёт существование других людей. Ребенок не стремится к контактам с окружающими, не может или не хочет разделять людей, животных и неодушевленные предметы.

Если хотя бы что-то становится ему понятно — ребенок с РДА за это цепляется: отсюда появляются симптомы повторения одних и тех же движений (стереотипные движения пальцами рук, потряхивание и вращение кистями рук, ужимки, подпрыгивание, ходьба и бег на цыпочках).

Аутичные дети, а потом и взрослые, очень впечатлительны и руководствуются в своих редких контактах с окружающим миром целой системой страхов. Эти страхи впоследствии перерастают в запреты и самоограничения. Человек может бояться работающего телевизора или луча света на полу. Однообразные движения, характерные для больных, являются аутостимуляцией, компенсирующей нервное напряжение.

Ребенок с РДА может быть привязан к кому-то из близких, но не эмоционально, а "практически", особенно это проявляется, когда малыш долго не говорит, а мама выполняет все его молчаливые требования. При этом надолго задерживается развитие навыков самообслуживания.

Некоторые особенности детей с аутизмом сохраняют всю жизнь: педантично расставляют вещи в своем доме, опасаясь перемен. Они точно знают, где что лежит, и сердятся, если кто-то нарушит сложившийся порядок.

Именно страсть к упорядочиванию роднит детей с аутизмом с компьютером. В бездушной машине, общающейся при помощи знаков, многие дети с аутизмом видят единственное близкое существо. Способности к программированию у их налицо. Ребенку с аутизмом ничего не стоит за два дня выучить новый компьютерный язык, просто изучая исходные коды. Профессиональные программисты не дадут соврать: задача для обычного человека практически неразрешимая. Именно поэтому людей с аутизмом в последнее время стали широко использовать в компьютерных фирмах. Например, у Билла Гейтса, по разным данным, от 5 до 20% персонала — люди с аутизмом.

Что же делать?

Аутизм – очень сложное и разноплановое нарушение развития. Потому ограничимся общими рекомендациями. В каждом конкретном случае должны помогать специалисты (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех. Мы не можем "избавить»"детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.

Для этого ребенок с аутизмом должен представлять себе будущую жизнь "практически", то есть распланированной. Нужно научить его общаться с другими людьми, обслуживать себя и проводить свободное время. Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, поэтому нужно научиться наблюдать за ним, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.

Все проблемы аутичного ребенка нужно решать строго поэтапно, ставя перед собой ближние цели: "Помочь избавиться от страхов", "Научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии", "Подключать ребенка к общим занятиям".

Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить.

Только в крепкой связке "родители – врач – педагог – психолог" можно решить целый ряд проблем аутичного ребенка. Все действия должны быть настолько слажены, чтоб ребенок чувствовал комфорт от узнаваемости, имел перед собой образ конечного результата каждого действия, учился взаимодействовать.

Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.

Семьи, воспитывающие детей с аутизмом, часто нуждаются в помощи, чтобы научиться жить с этой проблемой, верить в своего ребенка и помогать ему в развитии. А ребенку нужны специалисты – педагоги и психологи, чтобы составить и реализовывать индивидуальную развивающую программу.

Чтобы рассказать миру правду об аутизме, многие родители опубликовали личные истории о воспитании детей с аутизмом. Конечно, опыт одного человека вряд ли повторится в другой семье, но если все, кого это касается, поделятся опытом – каждый получит информацию, понимание и поддержку.

 

Аутизм: болезнь или гениальность?

Исследование восьми детей-вундеркиндов показало, что у них есть поразительные общие черты. Самая заметная из них - большое количество признаков аутизма, а также большое количество аутистов среди членов их семей.

Майя Шалавиц (Maia Szalavitz )

Дети-вундеркинды вызывают удивление, благоговение, а порой и зависть: маленькие дети проявляют такие музыкальные или математические способности, каких никогда не бывает у большинства взрослых людей, несмотря на долгие годы напряженного обучения и практики? К счастью для тех, кто отчаивается, общепризнанная житейская мудрость гласит: подобные сравнения неуместны, поскольку вундеркиндами (в основном) рождаются, а не становятся. Одни только занятия и уроки не помогут появиться на свет новому Моцарту.

Об этом свидетельствует проведенное недавно исследование восьми юных вундеркиндов. Цель проекта заключалась в том, чтобы пролить хоть какой-то свет на причины их способностей и талантов. Подвергшиеся исследованию вундеркинды знамениты (но их имена в материалах не называются); все они добились славы и профессионального положения в соответствующих областях к 10-ти годам. В основном это — музыкально одаренные дети; есть один художник и один чудо-математик, который изобрел новую дисциплину, а к 13-ти годам написал статью, принятую к публикации в математическом научном журнале. Еще двое детей проявили поразительные умения сразу в двух разных областях: один — в музыке и искусстве (его работы сегодня висят в престижных галереях по всему миру, а второй — в музыке и молекулярной гастрономии (это наука о приготовлении пищи – почему, например, майонез густеет, а суфле увеличивается в объеме). Он заинтересовался пищевыми продуктами в возрасте 10-ти лет, а к 11-ти уже провел свое первое гастрономическое исследование.

У всех вундеркиндов — выдающиеся способности проявились в самом раннем возрасте: один начал говорит в три месяца, а в год уже читал; еще двое начали читать в двухлетнем возрасте. Гастрономист в три года уже программировал компьютеры. Некоторые из этих детей могли воспроизвести сложные музыкальные произведения после однократного прослушивания, и проделывали это в возрасте, когда большинство  малышей заканчивает детский сад. Многие из них задолго до 10-ти лет совершали международные турне и играли в Центре Линкольна или в Карнеги-Холле.

Шестеро вундеркиндов на момент исследования были еще детьми. Еще двое были взрослыми в возрасте 19 и 32 лет.

Авторы исследования, результаты которого планируется опубликовать в журнале Intelligence, обнаружили у этих детей несколько общих ключевых характеристик. Во-первых, у каждого из них — исключительная оперативная, или рабочая память, то есть, та система, которая удерживает в мозгу информацию для дальнейшей обработки. Возможности оперативной памяти ограничены: что касается цифр, то большинство людей могут одномоментно запомнить и удержать в памяти 7-значный телефонный номер, но не более. Однако вундеркинды способны запомнить намного больше. Они могут не только запоминать исключительно длинные числа, но также пользоваться ими и выполнять расчеты, какие вам и мне не под силу даже с карандашом в руке.

Рабочая память — это не просто способность помнить длинные цепочки цифр. Это также способность удерживать и обрабатывать большое количество информации, как устной, так и другого рода – скажем, способность запомнить музыкальную партитуру и переписать ее в голове. Все участвовавшие в исследовании дети демонстрировали высочайшие результаты, когда их рабочую память подвергали проверке: как минимум, они набирали 99 процентилей, а большинство – 99,9 процентили.

Но как ни странно, авторы исследования пришли к выводу, что не у всех вундеркиндов — высокий коэффициент умственного развития. Интеллект у каждого из них был выше среднего, однако у некоторых детей коэффициент умственного развития был не столь высок, как можно было бы предположить, исходя из их успехов и достижений в раннем возрасте. У одного ребенка этот коэффициент был равен всего 108, что является минимумом нормы.

Но ученые нашли и еще некоторые поразительные странности. Они выяснили, что у вундеркиндов множество аутистических черт, и прежде всего — это их неослабное и даже дикое внимание к деталям. Эти черты у них выражены даже сильнее, чем у людей с синдромом Аспергера (высокофункциональная форма аутизма, обычно включающая в себя одержимость деталями).

У троих из восьми обследованных вундеркиндов был диагноз — расстройство аутистического спектра. Ребенок, произнесший свои первые слова в три месяца, в полтора года вообще прекратил говорить; затем начал снова, когда ему было чуть больше двух с половиной лет. В три года ему диагностировали аутизм.

Более того, в семьях четырех из восьми вундеркиндов среди родственников первой и второй степени родства отмечались случаи аутизма, а в трех таких семьях аутизмом страдали 11 ближайших родственников. Для сравнения: в целом аутизм или синдром Аспергера отмечается у 1 из 88 человек.

Есть и другие необычные параллели между вундеркиндами и людьми с аутизмом: чаще всего они мужского пола (хотя данный вывод отчасти может объясняться тем, что девочек с расстройством аутистического спектра – или девочек со скрытыми талантами – выявлять гораздо сложнее), и чаще всего и то, и другое связано с трудной беременностью, а это говорит о том, что утроба матери может играть определенную роль в их развитии. Так, что касается вундеркинда-математика, то у его матери между 29-й и 37-й неделями беременности схватки начинались девять раз, и для их прекращения требовалось медикаментозное вмешательство. На 35-й неделе у нее отошли воды и возникла инфекция матки, сопровождавшаяся высокой температурой. Как пишут авторы исследования, у ребенка при рождении не было родничка.

Синдром Аспергера впервые описал в 1944 году австрийский педиатр Ганс Аспергер. Он называл детей с этим синдромом «маленькими профессорами» из-за их весьма педантичной манеры разговора и не по годам глубоких знаний. Кроме того, такие дети имеют обыкновение постоянно читать лекции другим, не осознавая того, насколько они всех утомляют. Такое состояние характеризуется социальными нарушениями и навязчивым уровнем сосредоточенности на своих интересах.

Но несмотря на очевидные сходства, исследований связи между аутизмом и исключительной одаренностью проводится очень мало. Одно такое исследование, результаты которого были опубликованы  в 2007 году, показало, что у близких родственников вундеркиндов, как и у близких родственников людей с аутизмом, больше аутистических черт. Особенно много у них проблем с поведением в обществе, им трудно переключать внимание, и они уделяют интенсивное внимание к деталям. Но кроме этих выводов и заключений, данный вопрос систематическому изучению не подвергался, за исключением наблюдения о том, что аутизм часто отмечается у людей с выдающимися способностями, одновременно страдающих другими нарушениями.

В отличие от них, вундеркинды выигрывают от некоторых аутистических тенденций, в то же время избегая недостатков других таких тенденций. В рамках стандартной оценки связанных с аутизмом черт, включенные в данное исследование вундеркинды по всем показателям набрали больше баллов, чем контрольная группа, включая внимание к деталям и проблемы с социальными навыками или общением (хотя этот результат статистически несущественен из-за слабой выборки). Вместе с тем, они набрали значительно меньше баллов по сравнению с отдельной группой людей с синдромом Аспергера – за исключением такого показателя, как внимание к деталям. Здесь они обошли всех.

«Одно из возможных объяснений отсутствия нарушений у вундеркиндов заключается в том, что у таких детей может иметься некая форма аутизма, однако биологический модификатор подавляет многие типичные признаки аутизма, оставляя при этом без изменений или даже усиливая их внимание к деталям – качество, которое увеличивает их гениальность», — пишут авторы исследования.

Иными словами, у этих детей может иметься некая генетическая черта или приобретенный навык, позволяющие им сохранять интенсивную сосредоточенность, не ухудшая при этом их социальные навыки и не создавая иные недостатки, которыми обычно сопровождается расстройство аутистического спектра. Следовательно, сравнение таких детей с людьми, страдающими аутизмом либо синдромом Аспергера, способно помочь определить, что не так у тех, у кого проявляется аутизм, ведущий к ограниченной дееспособности, и почему другие люди с такими же чертами просто получают более развитые способности.

Проведенное исследование этих вопросов не касается, но его выводы в целом соответствуют существующим в мире теориям аутизма, показывающим, как может появиться такое нарушение. Теории гласят, что определенные закономерности процессов мозга вызывают симптомы аутизма, в том числе — избыток локальных связей в ключевых его участках, что усиливает внимание и восприятие, и снижение связей между его удаленными участками, а это может приводить к своего рода перегрузке системы. Исследования животных и человека показывают, что мозговые связи такого рода сопровождаются усилением памяти, усиленным страхом и чрезмерной раздражительностью. Первое – это хорошо; второе и третье может вызвать ограничение дееспособности.

Теория усиленного перцептивного функционирования выдвигает тезис о том, что аутизм таит в себе потенциал исключительной талантливости и социальных недостатков. Социальные проблемы, гласит она, могут возникнуть из-за дисфункций человека с аутизмом (например, из-за отказа от общения и без конца повторяющейся манеры поведения), а также из-за его попыток справиться со своим усиленным восприятием и памятью.

Следовательно, вполне возможно, что связи в мозгу вундеркинда напоминают связи аутиста — это избыток локальных связей при отсутствии ослаблений в функциональной связности отдаленных участков головного мозга. То есть, его мозг может функционировать так же, как мозг аутиста, но при этом — высокий уровень интеллекта позволяет ему развивать социально приемлемые способы преодоления сенсорной перегрузки.

Некоторые исследователи, а также общественное мнение, на которое повлияли популярные книги (например, бестселлер Малкольма Гладуэлла (Malcolm Gladwell) «Outliers» (Живущие вовне)), придерживаются мнения о том, что выдающиеся способности можно выработать путем длительных усилий и тренировок, скажем, за 10000 часов интенсивных занятий. Но последние исследования говорят о том, что природные таланты могут проявиться и расцвести гораздо быстрее. «Многие вундеркинды проявляли свой исключительный талант до 10-летнего возраста, опровергая сторонников теории искусственного привития навыков, которые называют основой всех исключительных достижений современные методы тренировки и обучения, а также 10-летние целенаправленные упражнения», — пишут авторы.

Это не значит, что для остальных все потеряно, отмечает специалист по когнитивной психологии из Нью-Йоркского университета Скотт Бэрри Кауфман (Scott Barry Kaufman). «Есть данные исследований, демонстрирующие положительные аспекты тренировки рабочей памяти», — написал он в своем блоге на сайте журнала Psychology Today и предположил, что практика может приблизить нас к совершенству.

Последнее исследование невелико по масштабам, и необходимо провести гораздо больше научных изысканий, чтобы пролить свет на связи между исключительно  одаренными детьми и теми, кто страдает расстройствами аутистического спектра. Однако, его выводы убедительно указывают на то, что такие связи существуют. Они также говорят о том, что нельзя называть полностью отрицательными генетические корни таких состояний, как аутизм и прочие проблемы ограниченной дееспособности, — такие, как поведенческие нарушения, связанные с исключительными творческими способностями. Если одни и те же гены «риска» могут вызывать и изнуряющий аутизм, и великие интеллектуальные способности, то нам надо лучше понять эти явления, не отбрасывая их в сторону как нежелательные.

 

Человек дождя

Драма Барри Левинсона «Человек дождя», наверное, является самым известным фильмом об аутистах. В свое время история о Рэймонде (Дастин Хоффман), саванте с выдающимися математическими способностями, и его циничном брате Чарли Бэббите (Том Круз) собрала сразу четыре «Оскара», «Золотой глобус» и «Золотого медведя» Берлинале. И это притом, что в процессе съемок Круз и Хоффман сильно сомневались в успехе фильма, а Хоффман и вовсе пытался покинуть проект — ему казалось, что играет он просто ужасно. В итоге «Человек дождя» стал, пожалуй, первым фильмом, который смог привлечь внимание широкой общественности к такому феномену, как аутизм. Прототипом Рэймонда стал савант Ким Пик, обладавший феноменальной памятью. Он запоминал до 98% прочитанной информации, кроме того, он выработал определенную технику чтения, позволявшую ему прочитывать стандартный книжный разворот за 8 секунд. К концу жизни Ким помнил около 12 000 ранее прочитанных книг.

 

Антон тут рядом

Документальный фильм «Антон тут рядом» стал режиссерским дебютом киноведа Любови Аркус и сразу же попал в программу 69-го Венецианского кинофестиваля, впоследствии получив премию итальянских интернет-критиков «Серебряная мышь». Картина рассказывает о молодом аутисте Антоне Харитонове, мать которого умирает от рака, после чего ему приходится жить в приютах. Действие фильма охватывает четыре года, за это время Антон скитается из одного приюта в другой и постоянно встречает отторжение со стороны окружающих, в том числе и в единственной в России деревне для аутистов. По словам Аркус, она снимала фильм о каждом человеке, поскольку в каждом из нас живет Другой.

 

Без ума от любви

Мелодрама «Без ума от любви» рассказывает историю взаимоотношений двух людей, страдающих синдромом Аспергера. Дональд Мортон (Джош Хартнетт) ведет небольшую группу взаимопомощи для людей, страдающих более тяжелой формой аутизма, чем он сам. Изабелль (Рада Митчелл) попадает в эту группу по рекомендации своего терапевта. Молодые люди начинают испытывать чувства друг к другу и в итоге даже пытаются жить вместе, хотя испытывают серьезные трудности в общении друг с другом. Сценарий фильма является выдуманным, но образы главных героев во многом списаны с реально существующих людей: Джерри и Мэри Ньюпортов, женатой пары савантов. Джерри Ньюпорт, выпускник Мичиганского университета, является талантливым математиком, который умеет проводить сложнейшие вычисления в голове без использования калькулятора. Он также пишет книги о синдроме Аспергера. Его жена Мэри — художник и бывшая учительница музыки.

 

Меркурий в опасности

Девятилетний мальчик Саймон (Мико Хьюз), страдающий аутизмом, случайно вскрыл секретный правительственный код «Меркурий». Не поддающийся дешифровке код для Саймона является легкой головоломкой, и он совершенно не осознает, что натворил. Руководители АНБ США в ярости, они приказывают убить Саймона, рассматривая его как угрозу национальной безопасности страны. Но волей случая Саймон остается в живых, тогда как его родители погибают. Расследование их убийства поручают агенту ФБР Арту Джеффрису (Брюс Уиллис), который быстро понимает, что к чему, и берется защищать ребенка от длинных рук спецслужб. Во время подготовки к роли Мико Хьюз посещал специальную школу для детей, страдающих аутизмом, а также общался с психиатром, который объяснял ему особенности поведения таких детей.

 

Я — Сэм

Сэм Доусон (Шон Пенн), мужчина с задержкой психического развития, работающий в кофейне «Старбакс», остается один на один с новорожденной дочерью, так как ее мать сбегает. Сэм называет дочку Люси Даймонд в честь песни «Битлз» Lucy in the Sky with Diamonds («Люси в небесах с алмазами»). До шести лет Люси растет счастливым ребенком, отец проводит с ней все время и очень трогательно заботится о ней, но в ее седьмой день рождения социальные работники забирают девочку в приют. Через телефонные справочники Сэм находит юридическую компанию, и адвокат Рита Уильямс (Мишель Пфайффер), пораженная трогательной любовью Сэма к дочери, соглашается стать его адвокатом pro bono (на добровольных началах). В съемках фильма «Я — Сэм» приняли участие три человека с ограниченными возможностями, которые играли самих себя: Эндри Стэнли, Джо Розенберг и Брайан Бьялик.

 

Меня зовут Кхан

Ризван Кхан, мусульманин из Индии, переезжает в Сан-Франциско в семью своего брата. С детства Ривзан отличался от сверстников, но при этом обладал определенными талантами, например умел гениально чинить различные механизмы. В Америке ему диагностируют синдром Аспергера. Несмотря на ограничения, которые накладывает этот диагноз, Ризван начинает работать в компании своего брата и знакомится там с матерью-одиночкой Мандирой. Вскоре они женятся и начинают вести маленький бизнес. Их безоблачные отношения дают трещину после трагедии 11 сентября 2001 года, когда отношение к мусульманам в США резко меняется. Сын Мандиры, взявший себе фамилию Кхан, погибает в драке с бандой отморозков. Мандира винит в случившемся мужа и его мусульманскую фамилию. Она требует от Ризвана, чтобы тот отправился к президенту США и сказал ему: «Меня зовут Кхан, и я не террорист». Чтобы вернуть любовь и веру жены, Ризван отправляется в путешествие через всю Америку.

 

Снежный пирог

Алекс Хьюз (Алан Рикман), вышедший недавно из тюрьмы за убийство человека, сбившего его сына, соглашается подвезти до дома молодую девушку Вивьен. По нелепой случайности Вивьен погибает в дороге. Хьюз заезжает к матери Вивьен Линде (Сигурни Уивер), чтобы выразить ей свои соболезнования. Но Линду, женщину с высокофункциональным аутизмом, смерть дочери совершенно не расстраивает. Она просит Алекса остаться до вторника, так как в этот день приезжает мусоровоз, а Линда не может прикасаться к мусорным мешкам. Раньше мусорные мешки для нее всегда выносила Вивьен. Алекс, пораженный поведением Линды, остается и организовывает похороны Вивьен. На поминках Линда смеется и танцует. Постепенно Алекс и Линда сближаются и начинают дружить, эта встреча меняет их обоих. Для подготовки к роли Сигурни Уивер проводила много времени с британкой Рос Блэкберн, которая страдает легкой формой аутизма и иногда выступает с лекциями, в которых рассказывает о своем опыте. Для создания образа Линды актриса использовала многие манеры и черты характера Рос. Но, в отличие от киноперсонажа, Рос, к примеру, совершенно не может жить одна, а также не умеет читать и писать.

 

Тэмпл Грандин

Биографическая драма 2010 года рассказывает о жизни женщины-ученого Тэмпл Грандин, считающейся самым известным в мире человеком с диагнозом аутизм. В киноленте ее сыграла Клэр Дэйнс, которая в рамках подготовки к роли провела с Тэмпл полдня. Они пообедали вместе, а после этого посетили квартиру женщины в Нью-Йорке. Тэмпл Грандин не говорила до трехлетнего возраста, а также испытывала множественные расстройства поведения. Грандин родилась в 1947 году, когда ученые только начинали говорить о диагнозе аутизм, а обычная публика и слова-то такого не знала. Но благодаря любви и заботе родителей девочка смогла не только развить необходимые социальные навыки, но и добиться того, что недостижимо для многих обычных людей. Так, Тэмпл Грандин стала профессором Университета Колорадо, экспертом в области поведения животных и проектирования скотобоен. Кроме того, Грандин пишет научные статьи на тему аутизма и выступает с лекциями. Ей посвящена глава в книге Оливера Сакса «Антрополог на Марсе».

 

Мальчик, который умел летать

Эрик Гибб, подросток с невербальным аутизмом, большую часть времени проводит на крышах или подоконниках, мечтая научиться летать. Эрик живет со своим спившимся дядей Хьюго, так как его родители погибли в авиакатастрофе. Именно после их трагической гибели Эрик, одержимый желанием их спасти, стал грезить о полетах. Однажды он знакомится с 14-летней Милли, которая вместе с матерью переехала в его город. Подростки начинают общаться, Эрик отвечает своей новой подруге при помощи мимики. Однажды он неожиданно спасает Милли от смертельного падения, после чего ей начинает казаться, что Эрик и в самом деле умеет летать. Фильм Ника Касла, вышедший еще в 1986 году, примечателен тем, что в нем можно увидеть, как люди с невербальным аутизмом общались с другими людьми еще до широкого распространения компьютерных технологий, призванных обучить их навыкам коммуникации.

 

Безмолвная схватка

Тим Варден, девятилетний аутист, становится свидетелем убийства своих родителей. Шериф полиции, считающий, что убийцей мог быть сам Тим, просит врача Майкла Риверза помочь ему в работе с мальчиком. Риверз, ушедший на покой, сомневается, но соглашается, узнав, что другой психолог предложил накачать Тима лекарствами, чтобы узнать правду. Риверз видит, что Тим любит разрезать игральные карты, он предполагает, что это его способ общаться с другими людьми. Сестра мальчика Сильвия (Лив Тайлер, для которой «Безмолвная схватка» стала дебютным фильмом), во время убийства спрятавшаяся в шкафу, сообщает Риверзу, что Тим очень хорошо умеет подражать чужим голосам. Эти особенности Тима становятся зацепками, которые доктор использует, чтобы распутать клубок преступления.


Несколько книг на русском языке о методах помощи при аутизме, написанных доступным языком

 

Еще несколько лет назад найти книги про аутизм было очень сложно. При этом практически не было книг, которые помогли бы сориентироваться родителям, недавно узнавшим об аутизме ребенка. По счастью, ситуация начинает меняться. Это лишь несколько примеров книг о помощи детям с аутизмом на русском языке. В первую очередь, в список вошли книги о методах, основанных на научных доказательствах, написанные доступным языком и содержащие конкретные рекомендации, которые родители могут использовать в повседневной жизни.

 

10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребенок с аутизмом / Эллен Нотбом; переводчик: Шубина Мария, редактор: Дименштейн Мария — Москва: Теревинф, 2012 г. — 146 стр.
Книга с самой «базовой» информацией об аутизме. Эллен Нотбом, писательница и журналистка, на основе своего опыта воспитания сына с аутизмом в простых и ясных словах рассказывает об особенностях и проблемах, характерных для аутичных детей. Книга дает возможность увидеть и понять мир такого ребенка и причины его «странного» поведения как бы изнутри и показывает, как понимание окружающих может помочь ребенку справляться со многими трудностями.

 

Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения/ Мелешкевич Ольга, Эрц Юлия; редактор: Кинжалеева М. — Москва: Бахрах-М, 2015 г. — 208 стр.
Книга двух русскоязычных поведенческих аналитиков с большим опытом помощи детям с аутизмом как за рубежом, так и в России. В первую очередь, книга адресована родителям детей с аутизмом. Информация в книге изложена простым, но очень корректным языком, с акцентом на практическое применение принципов ПАП в реальной жизни. Книга структурирована таким образом, чтобы после каждой главы родители смогли понять что-то новое о своем собственном ребенке, причинах его поведения и о том, как лучше строить свое взаимодействие с ним и обучение. В книге подробно описываются эффективные техники для выбора поощрений, подсказок, эффективные методы обучения ребенка бытовым навыкам, обсуждаются вопросы обучения детей с аутизмом в школе и многие другие.

 

Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах / Светлана Морозова; — Владос, 2010 г.
Книга написана, в первую очередь, для специалистов, но также будет интересна родителям, которые хотят разобраться в том, что такое аутизм, и что может помочь их ребенку. В книге рассмотрены методы коррекционной работы и вопросы практической психологии; приведены конкретные примеры из уникального опыта работы специальной школы по коррекции аутизма, использовавшей прикладной анализ поведения как основу своей деятельности.

 

Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом: Как в процессе повседневного взаимодействия научить ребенка играть, общаться и учиться / Салли Дж. Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А. Висмара; [пер. с англ. В. Дегтяревой]. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2016. — 416 с.
Книга адресована родителям маленьких детей с аутизмом, которым недавно был поставлен диагноз. Денверская модель раннего вмешательства — это один из первых подходов ранней помощи при аутизме, который показал высокую эффективность. Модель объединяет знания и методы из психологии развития, логопедии и прикладного анализа поведения, чтобы трансформировать практически все повседневные моменты в жизни ребенка в возможности для обучения и социального развития. В этой книге Денверская модель была адаптирована специально для родителей.

 

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов/ Фрост Лори, Бонди Энди; переводчик: Мельникова Екатерина, редактор: Яремчук Мария Викторовна — Москва: Теревинф, 2011 г. — 416 стр.
Книга полезна всем родителям детей с аутизмом, у которых отсутствует или почти отсутствует речь. Система общения при помощи обмена карточками (The Picture Exchange Communication System; сокращенно — PECS) была разработана для быстрого обучения детей с аутизмом и другими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению. Это один из методов помощи при аутизме с доказанной высокой эффективностью. Книга является исчерпывающим и подробным руководством по систематическому и пошаговому обучению ребенка. Описание каждого из шести этапов обучения целенаправленному общению включает обоснование, шаги обучения, ответы на часто задаваемые вопросы, полезные советы и образцы таблиц для записи данных. Данное руководство вполне могут использовать родители, чтобы самостоятельно применять данный метод со своим ребенком.

 

Детский аутизм и вербально-поведенческий подход / Барбера Мэри Линч, Расмуссен Трейси; переводчик: Сергеев Д. редактор: Сапожникова Светлана — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. — 304 стр.
Одна из самых популярных книг об аутизме в России. Будучи сама матерью аутичного ребенка и одновременно сертифицированным специалистом по прикладному анализу поведения, Мэри Барбера смогла изложить весьма непростые концепции и методы этой науки языком, понятным каждому родителю. Книга содержит множество конкретных рекомендаций и примеров. В первую очередь, рекомендуется родителям детей с аутизмом и задержкой речи.

 

Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман; –– М.: Теревинф, 2000 г.
Важная книга для всех родителей детей с аутизмом и другими нарушениями развития, ведь один из главных залогов успеха при подобном диагнозе — это развитие навыков для самообслуживания и независимой жизни. В книге авторы описывают трудности, с которыми сталкиваются в повседневной жизни дети с особыми потребностями, а также предлагают методы их преодоления, рассказывают, как передать ребенку те умения и навыки, которые будут необходимы ему для самостоятельной и полноценной жизни в обществе. Книга написана доступным языком и предлагает конкретные шаги для обучения ребенка навыкам.

 

Детский аутизм и АВА. ABA: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Шрамм Роберт; переводчик: Измайлова-Камар Зухра, редактор: Сапожникова Светлана — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. — 208 стр.
Первая зарубежная книга о применении прикладного анализа поведения при аутизме, которая была издана в России. Книга рассказывает о таком направлении прикладного анализа поведения как анализ вербального поведения. Роберт Шрамм, сертифицированный поведенческий аналитик, снабжает родителей методами и техниками коррекции нежелательного поведения, которые могут быть эффективны независимо от тяжести расстройства, и объясняет, как контролировать процесс обучения ребенка новым навыкам.

 

Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Делани Тара; переводчик: Дегтярева В. И., редактор: Сапожникова Светлана — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. — 272 стр.
«Шпаргалка» для родителей детей с аутизмом, синдромом Аспергера и схожими особенностями развития, которая позволяет спланировать для ребенка занятие в форме игры как дома, так и на улице. Автор, эрготерапевт с большим опытом работы и специалист по сенсорной интеграции, описывает 101 развивающую игру для детей разного возраста и с разным уровнем развития. Каждое описание игры включает цели, на которые направлено занятие, необходимые материалы и условия, а также четкое и конкретное описание игры.

 

Идёт работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме / Рон Лиф, Джон Макэкен; переводчик: Лев Толкачев, — ИП Толкачев, 2016 г. — 608 стр.
Книга будет интересна тем родителям, которые захотят подробнее разобраться, как строятся занятия с ребенком на основе прикладного анализа поведения. Руководство разработано и написано руководителями международной компании Autism Partnership, одной из старейших научных и экспериментальных групп, внедрявших прикладной анализ поведения для помощи детям и подросткам с аутизмом и создания учебных программ для их развития. Первая часть книги посвящена построению интенсивной поведенческой терапии, с предложением программ по преодолению неприемлемого поведения: истерик, аутостимуляций, проблем сна, нарушений пищевого поведения, гигиенических проблем, а также с описанием принципов и примеров обучения игре и социальным навыкам. Во второй части содержится описание метода обучения отдельными блоками (DTT) и 57 учебных программ с примерами, начиная от построения сотрудничества и невербальной имитации и до обучения гигиеническим навыкам, навыкам самопомощи и начальным академическим навыкам.

 

 

ГУО «Боровлянская средняя школа»

Название мероприятия

Дата и время проведения

Форма проведения

Категория и количество участников

План мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма

01.04.2024

09:00

Размещение на сайте школы плана мероприятий по проведению Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма

 

«Доброта – лучшее лекарство»

03.04.2024

08:00

Стенд-выставка

Учащиеся начальных классов

«Что вы знаете об аутизме?»

03.04.2024

08:00

Сайт школы. Консультация для родителей

-

«В каждом ребенке – солнце»

04.04.2024

12:00-12:30

Игровая программа

1 «Б» класс, 20 человек

«Аутизм: болезнь или гениальность?»

04.04.2024

08:00

Сайт школы. Консультация для учителей

-

«Подари ребёнку синий шарик»

05.04.2024

12:40-13:10

Акция

Учащиеся начальных классов

«Дети не такие как все»

06.04.2024

12:45-13.15

Беседа

2 «Е» класс, 20 человек

«Мы вместе!»

07.04.2024

Конкурс рисунков

Учащиеся начальных классов

Отчет

08.04.2024