Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

КЛАССЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Рекомендации учителя-дефектолога для родителей первоклассников

 

 

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню. 

Вовлеки меня, и я научусь

                                                                             Конфуций

 

 

        

          Многие из детей, уже собирающихся в школу, имеют проблемы с произнесением тех или иных звуков.

          Родители, конечно замечают, что их ребёнок не выговаривает какие-то буквы, но не придают этому особого значения. Для них речь родного чада кажется вполне понятной, и небольшие дефекты списываются на возраст. 
Перед фактом, что с ребёнком нужно заниматься такие родители встают, когда их малыш прошёл собеседование перед записью в первый класс. Чтобы успеть "подтянуть" ребёнка, остаётся каких-то три месяца.

          Но это слишком большая нагрузка для шестилетки. За несколько месяцев не освоить то, чему нужно было учиться в течение нескольких лет. Да и вообще всего этого можно было избежать, если бы родители не игнорировали профилактические визиты к учителю - дефектологу. Только специалист в состоянии увидеть реальную картину - заметить нарушения в развитии речи у малыша, которое не привлекает внимание родителей. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков или фонетико-фонематические нарушения – ребёнок не только неправильно произносит, но и воспринимает звук. Случается, что сюрпризом для родителей становится общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, отсутствует связная речь, словарный запас бедный.

          Чтобы избежать такой ситуации, хотя бы раз в год малыша нужно показывать учителю - дефектологу. И, кроме этого, необходимо самим кое - что знать: в три года малыш может коверкать звуки и неправильно предложения. Главное в этом возрасте, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел так или иначе доносить до домашних свои мысли. Помощь специалиста нужна трёхлетним детям тогда, когда они молчат и когда не понимают обращенную к ним простую речь. Но в четыре года ребёнок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние люди. Дело в том, что родители привыкают к неправильной речи своих детей, и прекрасно их понимают.

          В пять лет ребёнок имеет право только на одно - не выговаривать букву "р". А в шесть лет, пред школой, уже считается нормой абсолютно правильное произношение и верное использование падежей. То есть, ребёнок уметь связно и грамотно говорить.

          Важно развивать мелкую моторику - малыш как можно больше должен работать пальчиками. Очень полезно лепить из пластилина, теста и всего, что можно для этого использовать. Полезно вырезать различные детали. 
Чем более развиты будут пальчики вашего ребёнка, тем понятней будет его речь.

 

Автоматизация звуков в домашних условиях

Дорогие мамы и папы!

 

 

          Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».           Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

         К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

          У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

          Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

           Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

          Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Автоматизация звука в слогах

          Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

          Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

          На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: сá - са, са - сá, сá – са - са,

 са - сá - са, са – са - сá .

Автоматизация звуков в словах

          Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

          Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

          На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях

          Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

 

 

Советы

          Общеизвестно, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так.

         Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

          Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

          А пока вы придумываете свои игры, предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове. Этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах должен проходить под контролем логопеда.

 

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

 

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

 

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

 

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету»-потому что неживая, затем «ворону»-потому что птица, потом «корову»-потому что домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

 Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

 

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук Р» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком С» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в школу, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

 

 «Найди ошибку»

Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания. Он должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и поймали на чепухе. Попробуйте придумать вместе с ребенком и стихотворные варианты нелепиц.

В литературе вы найдете много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но, наверное, не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

 

 

 

 Ребенок, поступающий в школу, должен знать:

  •  свое имя, отчество и фамилию;
  • свой возраст (желательно дату рождения);
  • домашний адрес;
  • свой город и его главные достопримечательности;
  • страну, в которой живет;
  • фамилию, имя, отчество родителей, их профессии;
  • времена года (последовательность, основные приметы, месяцы, загадки и стихи о временах года);
  • домашних животных и их детенышей;
  • диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей;
  • транспорт наземный, водный, воздушный.

 

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь:

  • различать одежду, обувь и головные уборы, зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды;
  • уметь рассказывать русские и белорусские народные сказки;
  • различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.);
  • внимательно, не отвлекаясь, слушать взрослого 30 – 35 минут;
  • полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке, по сери картинок;
  • запомнить и назвать 6 – 8 предметов, слов;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
  • определять количество и последовательность звуков в словах типа : «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы»;
  • хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предметы);
  • владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различать предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов);
  • свободно считать от 1 до 10 и обратно; выполнять счетные операции в пределах 10.

Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых, и малыш закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Правила пользования ручкой разрабатывались детально: в них учтены правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способность выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка же, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно после этого переучить.

 

Как правильно держать ручку?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируя большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола.

Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5 – 2 см.

Конец пишущего предмета ориентирован на плечо.

Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.

 

Вас должно насторожить

Если ребенок активно поворачивает лист во время рисования и закрашивания – это означает, что малыш не умеет изменять направление линии только при помощи пальцев ( а значит, его рука жестко фиксирована).

 

Как исправить?

Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.

  1. На верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
  2. Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
  3. Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур (размером с треть альбомного листа) без отрыва руки.
  4. Если ваш малыш долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

 

Помните!

  • До школы нужно не обучать ребенка написанию письменных букв, а готовить его письму при помощи специальных упражнений.
  • Задания должны быть нескучными, с интересными рисунками, которые можно обвести и раскрасить.
  • Материал для обучения письму должен строго дозироваться. Дошкольник 6 лет не должен прописывать, даже с отдыхом, более 3 – 4 строчек.
  • Заниматься с ребенком желательно не более 20 – 30 минут.
  • Не забудьте похвалить ребенка за старания, замечайте даже незначительные успехи, не ругайте его за каракули.

Советы родителям первоклассников

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Не допускайте высказывания, способные вызвать негативные мысли о школе: «Будешь такой рассеянный, учителя не будут тебя любить». Не допускайте отрицательных оценок ребенка: не умеешь, не стараешься и т.п. Замените их оптимистическими: «У тебя все получится», «Терпение и труд все перетрет» и т.п. Чаще спрашивайте «Чем занимался в школе?», «Что у тебя получилось?»
  • Не стоит играть на контрасте между детским садом и школой: «Это тебе не детский сад…»
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возникающие у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился новый авторитетный человек. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем учителе.
  • Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
  • Вы, как никто другой, знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость и ребенку, и родителям.
  • 1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! даже если ребенок идет не в первый, а во второй или четвертый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс».  

 

 

 Принципы общения с агрессивными детьми

  • Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, Вы можете надеяться, что агрессивность Вашего ребенка будет снята.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага, и Вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
  • Пусть Ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что Вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для Вас.

 

 

 Стиль поведения с замкнутыми детьми

  • Расширяйте круг общения Вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
  • Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного Вы узнали, а также какое удовольствие получили общаясь с тем или иным человеком.
  • Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
  • Если Вы заметите, что, несмотря на Ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который может решить эту проблему.

 

 

 Стиль поведения с застенчивыми детьми

  • Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите спокойно относится к новым местам.
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных Вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
  • Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
  • Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуациив которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давай спросим библиотекаря и попросим дать нам ее посмотреть».

 

 

 ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЯНУША КОРЧАКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и пожнёшь.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Будь внимательнее к ним — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни: для ребёнка всё равно сделано недостаточно, и в тоже время — для него сделано всё.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш собственный» ребёнок, а душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока ещё с тобой.

                  Коллективом ГУО «Боровлянская средняя школа» уделяется много внимания созданию условий, которые обеспечат каждому ребенку соответствующий его возможностям уровень развития, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества. Особое внимание уделяется вопросам создания образовательной среды, обеспечивающей реализацию потребностей и возможностей ребенка в соответствии с социокультурными нормами и задачами возрастного развития.

      Основными  целями работы  учителей – дефектологов являются:

- своевременная помощь учащимся с ОПФР;

- коррекция нарушений психофизического развития учащихся в динамике образовательного процесса;

- адаптация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация  отклоняющегося развития.

       Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:

- выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка (диагностика);

- определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;

- динамическое изучение достижений учащихся в образовательном процессе, контроль над соответствием программы обучения с реальными возможностями и уровнем развития ребёнка;

- проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми с ОПФР, подбор разнообразных форм, приемов методов и средств обучения;

- консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

       Основные направления деятельности, учителей-дефектологов:

-  диагностическое направление: 

Все учителя-дефектологи выявляют  уровень актуального развития и зоны ближайшего развития учащихся с ОПФР с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамического наблюдение за развитием учащихся; определяют оптимальные условия индивидуального развития в процессе комплексного воздействия с  каждым ребёнком.

- коррекционное направление:  преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса; проведение работы по социализации детей с ОПФР; адаптация учебных программ, образовательных технологий к возрастным и индивидуально-личностным возможностям учащихся;

-  аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности усвоения  программ обучения  с учетом  динамики психофизического развития;

- консультативно - просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;

- организационно - методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПК, методических объединений, семинаров, педагогических советов, научных конференций, оформление документации учителя-дефектолога.

       В своей деятельности учителя-дефектологи  школы успешно реализуют  принципы  коррекционно - педагогической деятельности:

- развивающего обучения, направленного на развитие личности ребёнка, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;

- воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ОПФР необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;

-  систематичности  и системности в обучении, предполагающем  концентрический принцип  изучения материала;

- доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ОПФР уровне;

- дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;

- деятельностного подхода, определяющий  подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности;

- индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в  зависимости от его психофизических характеристик.

  Профессиональные действия и средства коррекционно – педагогической деятельности учителей-дефектологов (планирование, реализация).

       Планирование   коррекционно - педагогической деятельности и ее содержательная направленность определяется, прежде всего, структурой дефекта учащихся, степенью его выраженности, возрастом, и составляется на основе соответствующих программ специального образования.

       В процессе реализации коррекционно – развивающих программ, в своей практической деятельности учителя-дефектологи используют разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные здоровьесберегающие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы,  применение которых способствует  укреплению здоровья, коррекции нарушений психофизического развития. Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), учителя-дефектологи опираются на достижения в области методической, педагогической и психологической наук,  возрастной психологии.

           Результативность работы учителей-дефектологов определяется успешностью усвоения, сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.