Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Пра нас пішуць

62 кадета приняли присягу в Боровлянской школе. Как прошло посвящение


 

Международный форум "Ладошка" отметил десятилетие



Необходимо создавать и внедрять «молодежный хаб» – Копыток





Учащиеся ГУО "Боровлянская средняя школа" примут участие в форуме «Дети Содружества» в Узбекистане



Узнали, кто приехал на последний звонок в школу Боровлян



Учащийся из Боровлян завоевал серебро в Республиканском конкурсе научных биолого-экологических работ — Пристоличье



Мы поощряем деловую инициативу, в том числе и стартапы молодых предпринимателей – Копыток



В Ждановичах выбрали лидеров по знанию ПДД



Поэтический талант 16-летней жительницы Минского района оценили на межрегиональном уровне



Я патриот свой страны



УЗНАЛИ, КТО ПРЕДСТАВЛЯЛ МИНСКИЙ РАЙОН НА НОВОГОДНЕМ БАЛУ ПРЕЗИДЕНТА



Фестиваль "Ладошка"



Як не патануць у патоку інфармацыі




МЕЧТАЮТ О ЗВЕЗДАХ

Стройные, подтянутые, с храбрым сердцем. На этих ребят в форме всегда смотрят с восхищением. Лучшие кадетские традиции продолжают в Боровлянской средней школе. 

 

Крепкая дружба связывает воинскую часть 07147 и Боровлянскую среднюю школу более 16 лет. Военнослужащие – всегда желанные гости на школьных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию молодежи и праздниках. Офицеры вместе с ребятами регулярно поздравляют ветеранов. Шефы – военнослужащие в/ч 07147 – приглашают своих подопечных в часть, музей авиационной техники под открытым небом. Знакомят будущих защитников Родины с армейской жизнью, спецификой службы – готовят себе достойную смену.

 

Давнее сотрудничество с воинской частью в свое время позволило школе открыть кадетские классы, куда сегодня стремятся поступить не только местные ребята, но и минчане. Прошедшие отбор по состоянию здоровья и показателям успеваемости ученики надевают форму, получают первые в жизни погоны. Кадеты, кроме изучения школьных предметов, постигают основы военного дела, науку доблести и чести... Сейчас в Боровлянской средней школе четыре кадетских класса (два седьмых и два восьмых) и два военно-патриотических (10 «А» и 11 «А»). Всего в кадетском братстве более 160 учеников школы.

 

В праздничной  обстановке проводится  прием в кадеты. После торжественной клятвы почетные гости, среди которых обязательно присутствуют шефы из воинской части, вручают ребятам специальные удостоверения, погоны и кадетские значки.

 

«Несколько лет в кадеты принимали с 5-го класса, – говорит директор Боровлянской средней школы Андрей Леонидович Клечан. – Но мы опять возвращаемся к тому, чтобы начинать их подготовку в 7–8-х классах».

 

У ребят в форме повышенная занятость, что требует от них организованности, собранности, дисциплинированности. 

«В то время как другие ученики после уроков возвращаются домой, кадеты отправляются в часть за дополнительными знаниями и навыками, – рассказывает заместитель командира батальона по идеологической работе в/ч 07147 Сергей Воронюк. – Осваивают строевую подготовку, учатся разбирать и собирать автомат, изучают военную историю, знакомятся с вооружением, техникой, готовятся к различным тематическим конкурсам. Новичков знакомят с частью, рассказывают о ее боевом пути, сегодняшних задачах».

В гостях у шефов мальчишки и девчонки узнают о современной армии из первых уст. 

 

«Сразу было сложно, пока приучились к порядку»

 

Военно-патриотическим воспи­танием молодежи и допризывной под­готовкой юношей в школе занимается учитель истории и обществознания Николай Шумик, капитан запаса. Николай Константинович служил в мотострелковых вой-

сках и как минимум дважды в год участвовал в учениях. О кадетах отзывается как об общительных, начитанных, активных и творческих ребятах. 

 

К слову, в кадетских и военно-патриотических классах Боровлянской средней школы немало девушек. Ученице 

8 «Б» Елене Ковалевой, например, с детства нравилась армейская жизнь. И позже она решила стать кадетом.

Настоящие кадеты не позволяют себе безответственно относиться к учебе. Минимальный средний балл успеваемости для поступления в кадетский класс – 7. 

 

«Кадеты хорошо учатся», – подтверждает заместитель директора по учебной работе Галина Александровна Дударенко. Успеваемость в кадетских и военно-патриотических классах на балл-полтора, а то и два выше, чем в обычных. Так, средний балл 

8 «А» за вторую четверть – 8,2, самый высокий среди 5–9-х классов. В то время как в параллельных некадетских классах успеваемость за аналогичный период – от 5,3 до 6 баллов. Юноши и девушки в форме не раз защищали честь школы на предметных олимпиадах. В этом учебном году они добавили в школьную копилку шесть из восьми призовых дипломов, завоеванных на втором (районном) этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. Первое место по географии занял Павел Коробков из 11 «А» класса.

 

В школе рассказали, что четыре одиннадцатиклассника идут на медаль. Это ученики военно-патриотического 11 «А» класса. 

 

«Кадетское движение подразумевает хорошую учебу и крепкую дисциплину, – уверен Павел Коробков, претендент на золотую медаль. – Это еще и занятость, организованность». Сложно не согласиться и с учеником 11 «А» Павлом Богуком: «Не поступи я в кадетский класс, не был бы тем, кем являюсь сегодня».

 

С теплотой говорит об 11 «А» классный руководитель Наталья Федоровна Бойко: «Мы кадеты с 5-го класса. Сразу было сложно, пока приучились к порядку, но в итоге у нас получился самый дружный и активный класс. Наши парни и девушки организованные, дисциплинированные, целеустремленные. В этом не только заслуга школы, но и шефов из воинской части. Впереди экзамены, тестирование, и эти испытания ребятам нужно выдержать достойно, но главное – чтобы они нашли себя в жизни, реализовали свои мечты».

 

В 10 «А» классе три человека в перспективе могут тоже претендовать на аттестат об общем среднем образовании особого образца.

Есть отличники и среди кадетов-восьмиклассников. Кадеты – постоянные участники всевозможных конкурсов, соревнований, конференций, акций. Из последних достижений – победа восьмиклассников на районном конкурсе пионерских парадно-церемониальных отрядов «Равнение на знамя». Командир первой знаменной группы, ученик 8 «Б» Дима Мелещеня замечает: ребята тренируются на совесть, не хотят сплоховать на областном этапе конкурса.

 

«Мне нравятся мои одноклассники – веселые и все хорошо учатся. Мое отношение к учебе тоже изменилось – стал уделять занятиям больше внимания», – признается Дима. Он ездит в Боровлянскую СШ из Минска. 

 

«Отрадно видеть, что кадеты – лучшие во всем»

 

«Кадеты и учащиеся военно-патриотических классов принимают участие в праздниках районного и областного уровня, регулярно совместно с шефами они проводят мероприятия в госпитале инвалидов Великой Отечественной войны. Школа шефствует над четырьмя ветеранами. Ребята постоянно их навещают, помогают по дому, слушают воспоминания о войне. С учащимися проводится профориентационная работа, включающая посещение воинской части 07147, музея авиационной техники. Обязанности по подвозу детей всегда берут на себя шефы, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Ирина Викторовна Шахова. – Несколько лет подряд летом на базе школы действует круглосуточный военно-патриотический лагерь для кадетов. Воинская часть предоставляет школе палатки, кровати, матрасы. Мы знаем, что в любой момент можем связаться с командованием и попросить оказать помощь. Командир в/ч 07147 полковник Олег Васильевич Жосан всегда идет нам навстречу».

 

В свою очередь военнослужащие тоже могут рассчитывать на своих партнеров. Есть полное понимание и с директором школы Андреем Леонидовичем Клечаном. 

 

«В Боровлянской средней школе у нас надежные единомышленники», – отмечает заместитель командира батальона по идеологической работе в/ч 07147 старший лейтенант Сергей Воронюк. Он два года координирует сотрудничество части и школы, наблюдая, как быстро взрослеют его подопечные, давшие кадетскую клятву. «Отрадно видеть, что кадеты – лучшие во всем», – говорит Сергей Иосифович.

 

Именно во время учебы в кадетских классах многие ребята решают связать свою жизнь с армией, милицией или пожарно-спасательной службой. И можно не сомневаться: их всегда будут отличать воинская выправка, дисциплинированность, чувство долга. 

С детства хотел носить погоны выпускник Боровлянской средней школы Артем Самковский и свою мечту осуществил. 

Парень четыре года ездил из Минска в Лесной, в кадетский класс. Поступил в Академию МВД и ни разу не пожалел о своем выборе.

«Нам в школе привили качества, которыми должен обладать каждый мужчина. В Академии первый год все в обязательном порядке были на казарменном положении, и я знал, чтó меня ждет», – рассказывает Артем Самковский.

 

Летом 2017 года Артем Владимирович Самковский получил распределение в отдел уголовного розыска Боровлянского отдела милиции Минского РУВД на должность оперуполномоченного.  Быстро включился в работу, во всем находит поддержку со стороны старших коллег и руководства отдела милиции.

 

В школе надеются, что благодаря тесному сотрудничеству с воинской частью 07147 воспитают еще не одного достойного гражданина и офицера.

 

 

Не только научить, но и раскрыть талант учеников. Задача коллектива Боровлянской средней школы, расположенной в агрогородке Лесной. Это одно из самых больших базовых образовательных учреждений на территории Боровлянского сельсовета за свою более чем тридцатилетнюю биографию подготовило к взрослой жизни не один десяток тысяч учеников. Многие из них заняли достойную нишу в различных отраслях экономики нашего государства. 

Как же сегодня развивается данное учебное заведение, чтобы обеспечить подрастающее поколение Минского района современными знаниями?

Вот что рассказал корреспонденту «Прысталічча» накануне профессионального праздника — Дня учителя директор Боровлянской средней школы Андрей Клечан. 

— Андрей Леонидович, с апреля нынешнего года вы работаете в должности директора. Наверное, на многие вопросы жизнедеятельности школы педагогу со стажем в статусе директора довелось взглянуть под другим углом? 

— Я не берусь утверждать, что был слишком строгим учителем физики, но сколько лет работаю – всегда старался быть справедливым. И в статусе директора до сих пор преподаю свой любимый предмет, физику, для старшеклассников. Конечно, ученики понимают, что перед ними не только учитель, но и директор: дело в том, что в этот момент отключаешься от других забот и проблем, становишься просто учителем. Наверное, в этом есть тоже осознание того, что основное твое призвание здесь в классе, рядом с учениками. Такой психологический настрой не только у меня одного, поэтому мы стараемся держать марку нашей школы на высоте, отдавая приоритеты образовательному процессу, обучению детей. 

Я поначалу про себя думал, как обидно, что для меня, как администратора, мало учебных часов остается, но ведь с другой стороны школа — это особая структура: образовательная, административная, хозяйственная, которая должна работать как часовой механизм. И это не преувеличение. Обратите внимание, по масштабам Минского района или даже столицы она не маленькая — 1630 учащихся. Здесь занимаются дети из населенных пунктов Боровлянского сельсовета — деревни Лесковка, непосредственно агрогородка Лесной, микрорайона «Зеленый Бор» т.е. все местные. 

Почти 900 учащихся — это начальная школа, не многим меньше все оставшиеся с 5-го по 11-классы. Нередко к нам обращаются с просьбой родители непосредственно из поселка Боровляны, чтобы мы зачислили в школу их ребенка. Их можно понять, тем более, если в ней уже занимаются брат или сестра ученика. Конечно, родителям так спокойней: дети учатся в одной школе, их проще забирать домой. Мы, как правило, не отказываем, делаем все, чтобы создать наибольший комфорт для учеников и психологические условия для родителей. 

Представьте, что первого сентября на торжественную линейку у нас традиционно собирается более 200 первоклассников и столько же родителей. Ко многим приходят и папа, и мама. Площадка в школе тогда вся заполнена до предела —  негде яблоку упасть. Поэтому мы работаем в две смены, заканчиваются занятия в 19.00. Конечно, тесновато в помещении школы для такого количества учащихся, но не выпадает из поля зрения нашего коллектива дополнительное образование в виде факультативов, кружковой работы. Пример тому — занятия в группе английского языка. Ученики нашей школы занимают призовые места на олимпиадах различного уровня. Немало дипломов за спортивные достижения, в частности, наша футбольная команда ныне вышла в финал районных соревнований. Творческие конкурсы проводим, так как у нас очень сильные педагоги по художественно-эстетическому воспитанию, в частности, Виталий Васильевич Дударенко. Он занимает активную жизненную позицию, всегда предлагает новые творческие идеи и помогает их реализовывать. Поэтому цель учительского коллектива — достичь того уровня, чтобы с нашими умниками и умницами брать вершины на различных мероприятиях областного уровня. Я более чем уверен, что у наших учащихся такой потенциал есть — это задача общая и каждого педагога в частности — раскрыть талант. 

— Практика уже неоднократно засвидетельствовала, что  наибольших жизненных успехов достигают целеустремленные дети, которые дерзают как в учебе, так и спорте. Вы уже сталкивались с такими примерами?

— Я нередко привожу пример того, насколько желание себя изменить дорогого стоит. У меня был такой ученик — Артур Акопян — парень, подающий большие надежды, отличился в таком виде спорта, как вольная борьба. 

В учебе он практически был незаметен, но в какой-то момент его  как-будто подменили — учителя не могли понять, что с ним произошло. Спорт он отодвинул на второе место и активно занялся самообразованием, стал занимать призовые места на олимпиадах различного уровня. И хорошо помню его слова,  произносенные с сожалением, что ему недостаточно времени для того, чтобы наверстать упущенное. Однако он старался преодолеть психологический барьер, находил время для самообразования, не покидая при этом занятия спортом. И вот в то время, когда подавали документы в два института одновременно, он так и сделал — сумел поступить в один институт на бюджетное отделение, подал документы во второй, но, правда, потом выбрал профессию, которая его больше привлекла. 

Конечно, учителя всегда поддержат, придадут уверенности, не пожалеют времени и сил, чтобы учащиеся владели хорошим запасом знаний. Однако в этом отношении родители также не должны ни в коем случае отпускать детей, как говорится, на самотек. Если они приходят в школу и начинают разговор с того, что учителя обязаны и должны научить, то при таком одностороннем подходе на максимальный результат не рассчитывай. Только в тесном тандеме с родителями педагоги могут воспитать способного ученика, максимально раскрыв его талант.  

— Кадетские классы также призваны улучшить качество среднего школьного образования?

— Кадетские классы мы формируем из наиболее сильных ребят не столько физически, сколько проявляющих талант к учебе. Ведь родители идут к нам и просят пристроить своих детей в класс, где их ребенок сможет максимально раскрыть свои способности. Мы поддерживаем тесные связи с Военной академией Министерства обороны, а также с воинской частью войск ПВО – наши кадеты часто ездят туда на занятия. Да, в кадетские классы не всех желающих берут, но это закономерно. Если собрать «слабых» учеников и наиболее способных, то в прежние времена первые, возможно, и успевали бы за сильными, но сегодня время такое, что способные дети резко опережают своих сверстников в учебе, уходят вперед семимильными шагами. Рано или поздно случайный ученик в кадетском классе уступит место своему сверстнику, который способен устроить мозговой «штурм», считай по любому предмету. 

— Вряд ли ошибусь, если скажу, что, как только прозвенит звонок об окончании урока, вы погружаетесь с головой в хозяйственные проблемы?

— Наверное, такова участь любого школьного руководителя — будь добр, проявляй характер, который позволит тебе во благо всего коллектива эффективно решать хозяйственные вопросы. Завуч по учебной работе курирует учебный процесс, а я уже разбираюсь со всеми хозяйственными вопросами, которых в такой многолюдной школе, как Боровлянская, не счесть. Еще до моего прихода на должность директора было решение о выделении на нужды школы — 3 млрд 861 млн рублей из бюджетных средств на проведение работ хозспособом. Эти деньги предстояло освоить не только быстро, но и эффективно. В итоге мы благоустроили территорию, в частности, заменили металлическое ограждение, тротуарную плитку во дворе школы, оконные блоки первого этажа во всех начальных классах, пищеблоке-столовой. Также сделали ремонт фойе и даже косметический ремонт хозяйственных построек. Я уверен, что такие финансовые возможности, которые нам предоставило государство, — единственно верный путь, позволивший улучшить материальную базу учебного заведения. Особенно это актуально на фоне генеральной реконструкции социального облика поселка Боровляны — школа также должна выглядеть презентабельно. 

 Юрий БЕСТВИЦКИЙ. 

Фото автора.

 

 

Боровлянская средняя школа — единственное место работы Ирины Шаховой, бывшей выпускницы Минского педагогического института имени Максима Горького (сейчас — Минский государственный педагогический университет имени Максима Танка). 

Сюда она пришла учителем русского языка и литературы  в 1995 году. Пятый год  — заместитель директора по воспитательной работе. Опыта, как говорят, житейского и педагогического не занимать. О воспитании в подрастающем поколении присущих человеческих качеств, чувства любви к родине и патриотизма мы решили поговорить накануне Дня учителя с Ириной Шаховой. 

— Ирина Викторовна, сколько у нас написано прекрасных художественных произведений, сколько  «правильных» художественных фильмов создано о школе.  Почему же тогда в жизни мы не всегда встречаем, мягко говоря, «правильных» людей, а наоборот —  столько бездушия, угодничества и лжи?

— Воспитание зависит от множества факторов. От того, с кем человек общается, каким мероприятиям он отдает предпочтение.  Особенно важно, какое воспитание он получает в семье. Не последний аргумент — с кем дружит в школе. Ведь можно попасть под влияние и талантливых учащихся, и совсем других сверстников. Окружение имеет большое значение. Конечно, школа вместе с родителями работают в этом направлении. У нас много служб, которые уделяют большое внимание, чтобы дети были меньше подвержены вредному влиянию улицы. Правда, за стенами школы мы не всегда можем за всем уследить. Но своей ответственности не снимаем.

— Военно-патриотические и кадетские классы способны повлиять на жизненную позицию школьной молодежи?

— У нас 6 кадетских классов и два военно-патриотических,  в которых занимаются старшеклассники. В последнее время мы практикуем прием в кадеты уже с пятого класса. 

Помогает нам в этой работе воинская часть №07147, в которой организуем занятия для наших учеников. В старшие классы приезжают представители воинской части — помогают в профессионально-ориентационной работе, проводят экскурсии в высшие военные учебные заведения. Мы участвуем во всех школьных, районных и областных акциях, связанных с военно-патриотическим воспитанием.  Эти мероприятия тематически связаны с различными событиями, в частности, историей Великой Отечественной войны и Днем Победы, Днем пожилых людей и многими другими. Наши кадеты участвуют в волонтерском движении. У нас есть клуб «Дежурные ангелы», который помогает нашим педагогам-ветеранам, ушедшим  на пенсию.

Кроме этого мы сотрудничаем с Республиканским клиническим госпиталем инвалидов Великой Отечественной войны имени П.М. Машерова, где нередко чествуем ветеранов, организуем концерты. 

Так что кадетские классы — это настоящая школа патриотического и общечеловеческого воспитания.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?

— Прежде всего информированным, мобильным и коммуникабельным, человеком, способным решать самые разноплановые вопросы как в школе, так и с родителями учеников. Что касается любви и доброты, то это не просто обязательные условия для каждого учителя. Это аксиома, которая, как известно, не требует доказательств. Любовь и доброта по отношению к подопечным — неотъемлемая часть профессиональных качеств учителя, в противном случае в этой профессии человеку не место.

— Ваши ученики возвращаются в стены родной школы в качестве учителей?

— Мы гордимся многими нашими учениками, к примеру, трое из выпускников в этом году поступили в ВУЗы, связанные с культурной деятельностью. Одна из них Илона Илларионова уже с нового года планирует прийти в школу в качестве педагога-организатора. До этого мы уже успели оценить ее организаторские способности. 

Хочу отметить, что огромный вклад в воспитательный процесс вносят наши педагоги-организаторы, социальные педагоги, психологи, а также классные руководители. Это работа по организации внутришкольных мероприятий, а также в шестой школьный день, и работа с родителями. К слову, у нас действует клуб «Успешный родитель». Сюда приходят наши бывшие ученики, которые стали успешными родителями и стараются помочь другим, чьи дети только становятся на стезю знаний.

Михаил ВЕРГЕЙЧИК, фото автора

Дружелюбная школа для стабильного будущего

В Минске состоялась первая в Беларуси научно-практическая конференция, посвященная школьной медиации.

10 февраля 2014 года на базе филиала Российского государственного социального университета в г. Минске (далее – РГСУ) состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Дружелюбная школа для стабильного будущего».

 

Данное мероприятие явилось логическим окончанием одноименного проекта, реализуемого «SOS–Детская деревня Боровляны» совместно с лабораторией медиации и практической конфликтологии РГСУ в на базе государственного учреждения образования «Боровлянская средняя школа», направленного на обучение медиации как технологии конструктивного урегулирования конфликтов среди участников образовательного процесса и подвело итоги плодотворной работы, проделанной участниками проекта за год.

В конференции приняли участие специалисты управления образования Миноблисполкома, отдела образования Минского района, институтов развития образования, учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования Минского района, а также представители представителей общественных организаций и объединений, СМИ.

Школьная медиация – понятие достаточно новое для нашей системы образования. На практике это решение школьных конфликтов с участием независимой третьей стороны, а именно медиатора, который руководит отношениями и переговорами, выступая за добровольное и взаимовыгодное принятие решений участниками спора.


И как всегда, новое вызывает больше вопросов, чем ответов. Быть или не быть? Чем повернется на практике принятый закон «О медиации»? Насколько новый способ сможет повлиять на ситуацию в одной из самых конфликтных сред — в школе?


Участники конференции пробовали найти ответы на самые наболевшие вопросы. Причем основой для профессионального разговора стал не только опыт зарубежных коллег, но и собственный белорусский, пока еще не очень богатый опыт.


На пленарном заседании ведущий специалист по образовательным проектам общественного объединения «Белорусский фонд SOS – Детская деревня» Юлия Быковская и заведующая лабораторией медиации и практической психологии филиала РГСУ в г. Минске Марина Бойко рассказали об этапах внедрения проекта – от рождения идеи до рефлексивных наблюдений и предполагаемых перспектив.


Ольга Лищенко и Людмила Шляжко, педагоги-лидеры клуба медиаторов «Примирение» из Боровлянской средней школы поделились своими эмоциями и впечатлениями от проекта: «Нам повезло больше, чем любой другой школе. Не было необходимости изобретать велосипед – к нам пришли с готовым проектом, готовой программой. Нам необходимо было только проявить желание, найти свободное время для овладения технологией примирения…и вот, 4 февраля 2014 года (день рождения Школьной службы медиации) мы все поняли, что усилия были не напрасны: учащиеся, учителя и администрация школы нас приняли на «Ура!» — говорит Ольга Лищенко — на сегодняшний день у нас есть шесть пар подготовленных дежурных медиаторов из числа 6,7,8,9 классов, взрослые, курирующие службу, творческая группа поддержки (они участвуют в создании роликов, презентаций, стенгазет).  Есть ящик обращений. Есть разработанный собственный проект «Правовое просвещение учащихся через использование технологии медиации в образовательном процессе» для дальнейшего внедрения медиации в школу. Планируется начать обучение “Группы равных” – курс по выбору 1 раз в неделю по субботам. И, как мне кажется, есть сплоченный, активный, целеустремленный педагогический коллектив, нацеленный на апробацию в стенах школы новаторских идей, современных программ, на создание собственных проектов».


Председатель всероссийской ассоциации восстановительной медиации Рустем Максудов поделился проблемами, стоящими перед школьной медиацией в московских школах, а старший научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси Наталья Кутузова назвала школьную медиацию благоприятным способом в разрешении этнических и религиозных конфликтов.


Практическая часть конференции включала в себя мастер-классы «Школьная медиация в действии», «Playback-театр» педагоги, совместно с учащимися-медиаторами из Боровлянской средней школы продемонстрировали процесс медиации на практике, а также возможности инновационных интерактивных технологий при создании бесконфликтной среды.
В рамках дискуссионной площадки «Развитие школьной медиации в Беларуси» каждый желающий мог высказать свое мнение и отношение к появлению новой формы работы в урегулировании конфликтов.


Можно, конечно, много рассуждать о том, нужна ли медиация, как к ней отнесутся участники образовательного процесса, но совершенно точно все взрослые хотят видеть своих детей успешными, самостоятельными и счастливыми. Хотят, чтобы дети жили среди добрых и интересных людей, помогали друг другу. Чтобы чувствовали себя в безопасности. И от того как будут складываться у ребенка отношения в школе в значительной степени зависит его дальнейшая судьба. Ведь именно в школе дети учатся строить отношения с окружающими.

 

Екатерина Башина
заместитель директора по сотрудничеству
 с учреждениями образования и другими организациями 
«SOS–Детская деревня Боровляны»