ВВЕДЕНИЕ
Внимание к личности ребенка, к его здоровью, раскрытию, развитию и реализации его физических и духовных способностей обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса.
В нашем учреждении образования проводится серьезная работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его организации. Однако стал острый вопрос, как увеличить посещаемость учащимися и их родителями спортивных мероприятий в шестой школьный день, чтобы продолжать воспитывать привычку к содержательному досугу, здоровому образу жизни.
Перед участниками проекта стоит цель: создать условия для организации системной комплексной работы по сохранению, компенсации и укреплению здоровья учащихся; повысить уровень посещаемости в шестой школьный день. Основными аспектами проекта по сохранению здоровья являются эмоционально , интеллектуальное, духовное самочувствие.
Участие педагогов, учащихся, родителей, общественных организаций, совместное творчество – главные принципы субботнего дня. Таким образом, воспитательная работа в шестой школьный день, являясь частью целостной системы воспитания, ориентирована на организацию активного отдыха, который способствует снижению усталости, укреплению здоровья школьников.
Цель: создание условий в учреждении образования для организации системной комплексной работы по сохранению, компенсации и укреплению здоровья учащихся в шестой школьный день.
Задачи: оптимизация учебно-воспитательного процесса за счет использования эффективных здоровьесберегающих методов и технологий обучения и воспитания; улучшение качества проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий физической культурой и спортом; усовершенствование системы профилактической работы по предотвращению роста заболеваемости учащихся; усовершенствование системы диагностики состояния здоровья учащихся ;содействие формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности у учащихся и их родителей, педагогов.
Срок реализации: 2023/2024 учебный год
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативное и правовое: формирование пакета локальных документов, регламентирующих деятельность по выполнению проекта; разработка плана мероприятий по реализации проекта; формирование пакета аналитических материалов по итогам отслеживания процесса и результатов реализации проекта
Организационное:организация творческой группы для реализации проекта; ктивизация совместной деятельности учащихся и их родителей
Информационное: информирование коллектива педагогов, родителей, учащихся о реализации проекта; размещение материалов на сайте учреждения образования;
Мотивационное: разработка механизмов стимулирования результативной деятельности учащихся; деятельность по мотивации учащихся школы и их родителей к участию в мероприятиях учреждения образования.
Принципы реализации проекта: самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ, которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка; коллективно-творческая деятельность, которая предоставляет наиболее благоприятные возможности для социального творчества, самопознания, самореализации личности; метод педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой подростки чувствуют себя благополучно и комфортно.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Шестой день недели является органичной частью целостной образовательной системы, одной из важных задач, стоящих перед педагогическим коллективом учреждения образования по организации содержательного досуга, сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни, развитие творческих способностей детей, удовлетворение их запросов и интересов. В этот день учащимся и их родителям предлагаются разнообразные мероприятия, направленные на укрепление физического здоровья, интеллектуального развития и личностного становления. Особый приоритет в воспитательной работе отводится проведению спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, трудовому воспитанию. В учреждении образования «Боровлянская средняя школа» на протяжении многих лет спортивный зал в субботу - место встречи для учащихся и их родителей. Зачастую младших школьников приводят родители и они становятся активными участниками школьных мероприятий. Родители поддерживают детей во время игры, принимают участие в спортивных праздниках. В рамках реализации проекта разработаны планы проведения мероприятий в шестой школьный день.
План
физкультурно-оздоровительных
и спортивно- массовых мероприятий
первое полугодие 2023/2024 учебный год
№
п/п
|
Дата
|
Мероприятия
|
Место
проведения
|
Возраст учащихся
|
Ответственные
|
-
|
02.09
|
Спортландия «От игры к спорту»
|
Спортивный зал
|
I-IV классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
04.09-09.09
|
«Неделя спорта и здоровья»
|
Стадион,
спортивный зал, актовый
зал
|
I -XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
09.09
|
День пропаганды здорового образа жизни
Легкоатлетический кросс
|
Стадион
|
I -XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
16.09
|
Спортивные соревнования по лёгкой атлетике «Школиада»
|
Стадион,
спортивный зал
|
II -VII классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
23.09
|
Внутришкольные соревнования «300 талантов для Королевы»
|
Спортивный зал, стадион
|
II -IV классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
30.09
|
Летнее многоборье «Защитник Отечества»
|
Спортивный зал, стадион
|
X-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
07.10
|
День пропаганды здорового образа жизни
|
Спортивный зал
|
I -XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
14.10
|
Летнее многоборье «Здоровье»
|
Спортивный зал, стадион
|
V-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
21.10
|
Соревнования по мини-футболу
|
Стадион
|
VII- VIII классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
28.10
|
Олимпиада по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»
|
Спортивный зал
|
X-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
11.11
|
День пропаганды здорового образа жизни
|
Спортивный зал
|
II-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
18.11
|
Соревнования по шахматам и шашкам
|
Спортивный зал
|
II-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
25.11
|
Соревнования по настольному теннису
|
Спортивный зал
|
V-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
02.12
|
Соревнования по волейболу
«Учитель – ученик»
|
Спортивный зал
|
IX -XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
09.12
|
День пропаганды здорового образа жизни
|
Спортивный зал
|
I -XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
16.12
|
Соревнования «Лучший спортивный класс»
|
Спортивный зал
|
X
классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
23.12
|
Спортландия «Весёлые старты»
|
Спортивный зал
|
I -XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
План
физкультурно-оздоровительных
и спортивно- массовых мероприятий
второе полугодие 2023/2024 учебный год
№
п/п
|
Дата
|
Мероприятия
|
Место
проведения
|
Возраст
уч-ся
|
Ответственные
|
-
|
13.01
|
День пропаганды здорового образа жизни. «Зимние забавы»
|
Спортивный зал , лесной массив
|
I-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
20.01
|
Соревнования по биатлону
«Снежный снайпер»
|
Лесной массив
|
V -XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
27.01
|
Зимнее многоборье
«Защитник Отечества»
|
Спортивный зал, лесной массив
|
IX-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
03.02
|
Товарищеская встреча по волейболу
«Учитель-ученик»
|
Спортивный зал
|
IX-XI классы и учителя
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
10.02
|
День пропаганды здорового образа жизни
|
Стадион, лесной массив
|
I-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
17.02
|
Внутришкольные соревнования по волейболу
|
Спортивный зал
|
VII-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
24.02
|
Внутришкольные соревнования по баскетболу
|
Спортивный зал
|
VII- VIII классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
02.03
|
Внутришкольные соревнования по мини- футболу
|
Спортивный зал
|
VII- VIII классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
09.03
|
День пропаганды здорового образа жизни
|
Спортивный зал
|
I-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
16.03
|
Внутришкольные соревнования по баскетболу
|
Спортивный зал
|
IX-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
23.03
|
Внутришкольные соревнования по настольному теннису
|
Спортивный зал
|
V-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
06.04
|
День пропаганды здорового образа жизни
|
Спортивный зал
|
I-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
13.04
|
Летнее многоборье «Здоровье»
|
Спортивный зал, стадион
|
V -XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
20.04
|
Соревнования по пионерболу
|
Спортивный зал
|
IV- VI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
27.04
|
Спортландия «Между двух огней»
|
Спортивный зал
|
I - V классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
04.05
|
Соревнования по футболу
|
Стадион
|
VII -IX классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
11.05
|
День пропаганды здорового образа жизни
|
Спортивный зал, стадион
|
I-XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
18.05
|
Школьный турслёт
|
Лесной массив
|
VIII- XI классы
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
-
|
25.05
|
Товарищеская встреча по настольному теннису «Учитель- ученик»
|
Спортивный зал
|
IX- XI классы и учителя
|
Учителя физической культуры и здоровья
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В учреждении образования мы стараемся привлекать на мероприятия в шестой школьный день максимальное количество учащихся. Для детей I-XI классов наиболее часто проводятся Спортландии и подвижные игры.
Спортландии и спортивные праздники - это один из способов получить много ярких впечатлений с помощью различных конкурсов и эстафет. К тому же, как и при любом занятии спортом, здесь тренируется тело, закрепляются спортивные навыки и умения.
В шестой школьный день организованна работа объединения по интересам спортивной направленности «Волейбол».
Учащиеся школы не только принимают участие в районных и областных соревнованиях в рамках спартакиады, но и занимают призовые места. Немалую роль в этом играет шестой школьный день, ведь это идеальное время для проведения внутришкольных соревнований по виду спорта и время тренировки команды.
Приложение
Мероприятие «Веселые старты»
Цели: популяризация физической культуры и спорта; привлечение как можно большего числа участников и болельщиков к проведению спортивного мероприятия; укрепление духовного и физического здоровья;
Участники мероприятия: принимают участие учащиеся VII классов.
Награждение: награждают команды за проявление коллективизма и
сплочённости, за чёткость в выполнении действий сладким призом и
грамотами.
Программа мероприятия. За неделю до проведения мероприятия каждому классу даётся задание:
выставить команду из восьми человек, придумать название, девиз и песню,
нарисовать плакат на тему «Спорт», приготовить визитную карточку.
Задание №1.
Визитная карточка команд.
Задание №2. Эстафета с элементами равновесия. Напротив каждой команды
ставится по одной гимнастической скамейке (рейкой вверх). Первый игрок
стартует по сигналу, пробегает по рейке, оббегает ориентир, возвращаясь,
передаёт эстафету следующему игроку и т. д.
Жюри оценивает выполнение задания цветными жетонами.
Задание №3.
Спортивная эстафета «Быстрей перенеси».
Перед командами на расстоянии 8 метров в большом круге лежат мячи
разных размеров. Мячей должно быть на один больше количества
участников. Участники каждой команды поочередно, передавая эстафету
товарищу касанием свободной руки, должны взять любой мяч из круга и с
ним возвратиться к команде. Когда все участники команды пробегут,
направляющий стартует второй раз и старается взять оставшийся последний
мяч первым.
Жюри оценивает выполнение задания цветными карточками.
Задание №4.
Спортивная эстафета «Мячом в цель».
Посереди площадки кладут волейбольный мяч, и играющие с резиновыми
мячами в руках стоят в колоннах в 10 метрах от цели. Каждый по очереди
метает свой мяч в волейбольный с тем, чтобы тот откатился на сторону
соперников.
Жюри оценивает выполнение задания цветными жетонами.
Задание №5.
Конкурс плаката на тему «Я люблю спорт».
Участники поочерёдно показывают свой вариант плаката.
Жюри оценивает задание цветными жетонами.
Задание №6.
Спортивная эстафета «Перепрыгни «ручей».
По сигналу направляющие игроки колонн бегут к своим ориентирам, с
разбега перепрыгивают преграждающий путь „ручей” (шириной 1,5 метра),
поворотом слева огибают стойку и возвращаются обратно, преодолевая
«ручей» тем же способом, касанием руки дают старт следующему участнику
своей колонны, а сами становятся в её конец.
Жюри оценивает задание цветными жетонами.
Задание №7.
Спортивная эстафета “Мяч капитану”.
Капитаны встают впереди своих команд в 3-х шагах. По сигналу капитаны
бросают мяч очередному игроку команды; тот, бросив обратно мяч, бежит в
конец колонны. Выигрывает та команда, которая раньше всех выполнила
задание.
Задание №8.
Конкурс «Составь слово».
Каждой команде нужно составить слово с одинаковым количеством букв.
Побеждает команда, раньше справившаяся с заданием.
Задание №9.
Вдоль площадки кладут канат. Середина его отмечается цветной ленточкой.
На земле в двух метрах от средины поля проводят две параллельные линии.
Две команды становятся вдоль каната с разных сторон. По сигналу команды
берутся за канат руками и поднимают с пола, по сигналу начинают тянуть в
свою сторону. Когда канат перетянут за линию одной из команд, игра
останавливается.
По окончании мероприятия жюри подсчитывает жетоны. Проводится
награждение каждой команды.
Спортивный праздник: «Большая эстафета»
Цели: формирование у учащихся навыков здорового образа жизни; развитие ловкости, внимательности, двигательных навыков; воспитывать дружеские отношения между детьми, умение взаимодействовать в команде.
Оборудование: плакаты, шары, два мяча, кегли, кубики, обручи, эмблемы команд.
К проведению мероприятия привлекаются классные руководители, а также учащиеся старших классов.
Участники мероприятия: принимают участие учащиеся начальных классов.
Награждение: награждают команды за проявление коллективизма и сплочённости, за чёткость в выполнении действий.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Построение. Сообщение целей и задач мероприятия.
– Сегодня спортивный час мы проведём в форме эстафет под девизом «В здоровом теле – здоровый дух».
1-й ученик. По плечу победа смелым.
Ждёт того большой успех,
Кто, не дрогнув, если нужно,
Вступит в бой один за всех.
2-й ученик. Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее,
Пусть, друзья, и победит!
2. Представление команд, приветствие.
1-й капитан. Команда «Стрела», наш девиз: «Стрелы» стремительный полёт нас к победе приведёт!
2-й капитан. Команда «Ракета», наш девиз: В соревнованиях лучше нету быстрой и дружной команды «Ракета»!
3. Основная часть
Построение команд. Краткая беседа о мерах безопасности во время проведения спортивных эстафет
Эстафета «С кочки на кочку». Первый участник добегает до трёх обручей. Он должен пробежать, вступая одной ногой в каждый обруч. Добегает до поворотной стойки, обегает её, затем возвращается таким же образом назад. Движение продолжает второй участник и т.д.
Эстафета «Лошадки». Один игрок в обруче, другой вне обруча сзади. По сигналу игроки бегут до стойки, разворачиваются на исходную позицию и передают обруч следующей паре игроков.
Эстафета «Кенгуру». Прыжки с зажатым между ног мячом до поворотной стойки. Обратно – бег с мячом в руках.
Конкурс болельщиков. Пока жюри подводит итоги трёх конкурсов, проведём конкурс болельщиков.
Игра «Доскажи словечко» о видах спорта и спортивных принадлежностях.
1. Просыпаясь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (зарядку)
2. Не обижен, а надут.
Его по полю ведут.
А ударят – нипочём!
Не угнаться за … (мячом).
3. На ледяной площадке крик,
К воротам рвётся ученик –
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»
Весёлая игра… (хоккей).
4. Два берёзовых коня
По снегу несут меня.
Кони эти рыжи
И зовут их - … (лыжи).
5. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие … (коньки).
6. Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы … (санки).
7. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги,
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой … (велосипед)
8. Я атлетом стать хочу,
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чём,
Как вы стали силачом.
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я … (гантели)
Эстафета «Гантели». Участники команд выстраиваются в две колонны и над головами передают гантель от первого участника (капитана) последнему. Последний участник, получив «гантель», бежит и становится во главе колонны. Эстафета продолжается до тех пор, пока капитан команды снова не окажется во главе колонны.
Эстафета «Закаливание». По сигналу воспитателя участники бегут к ведру, опрокидывают его на себя, изображая обливание, затем возвращаются к команде.
Эстафета «Посадка (сбор) картошки». У каждой команды ведёрко с «картошкой» - кубиками. По сигналу ведущего первые игроки берут ведёрки, бегут к обручам, «сажают» картошку, доставая по одному кубику. Обязательное условие – не бросать. Закончив посадку, возвращаются к команде, передают ведёрки следующим игрокам. Выигрывает команда, первой закончившая «посадку».
Конкурс болельщиков. Какие ещё овощи и фрукты должны быть в нашем рационе?
1. Скромная девица в сарафан рядится,
Сарафан красный, длинный, атласный,
Спряталась краса – да торчит коса.
(Морковь)
2. Круглый толстячок
Подставил солнышку бочок,
Солнышко пригрело –
Всё тело покраснело. (Помидор)
3. Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
4. Воздушные шары
Свисают с горы,
Пока малы – на вкус кислы,
А подрастут –
Сладость дадут. (Виноград.)
5. Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко.)
– А вы знаете, ребята, что в яблоках содержится много витаминов, которые каждый день необходимы нашему организму. Давайте займёмся «сбором яблок».
Эстафета «Сбор яблок». По два участника от каждой команды с завязанными глазами должны добежать до места, где рассыпаны «яблоки» (кубики), найти как можно больше «яблок» и вернуться к команде. Время сбора яблок – одна минута. Побеждает команда, участники которой соберут больше «яблок».
Эстафета «Дружба». Начинают соревнование капитаны. Они бегут до поворотной стойки, огибают её, затем возвращаются к команде и цепляют «Вагончик» (следующего участника). Эстафета проводится до тех пор, пока дистанцию не преодолеет вся команда. Побеждает команда, которая первой пройдёт всю дистанцию, не потеряв в пути «вагончики».
4. Подведение итогов
Построение. Объявление команды – победительницы. Вручение наград.
Лабиринты шахмат
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление школьника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Цели мероприятия:
1) Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями.
2) Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память.
3) Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.
Ход мероприятия
Ведущий:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был – и везде
В неё играют дети.
В игре той есть Ладья и Ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех Король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры название угадать?
Ведущий: – Ребята, а вы догадались о какой игре идёт речь? (шахматы)
Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь сразу.
“Не люди, не звери, не часы, а ходят?”
(Шахматные фигуры)
Шахматная викторина
Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски? (квадратная)
На каких полях ничего не растёт? (на шахматных)
Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
В каких клетках не держат зверей? (в шахматных)
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь…
Мы могли на ней бы плыть
С русским князем по воде,
Но позволено ходить
И по клеточкам…
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он – …
Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой – …
Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным…
Кто не любит прыг да скок?
Кто ходить привык без спешки
И берёт наискосок?
Ну конечно, это – …
Это правило известно,
Короля нам есть нельзя,
Но свободно можешь есть ты
Вместо этого…
Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный…
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…
Представление фигур
Ладья.
Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски – (Ладьи)
Мы стоим как башенки.
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!
Слон.
У каждого короля нас слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов мы не похожи.
Очень трудно ошибиться:
Шапка острая на нас
Стоим рядом (не садимся!)
И с ферзём и королём.
Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)
Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
До конца игры слоны – цвету одному верны.
Ферзь.
Мы главные советники королей. Нас называют ферзями.
Стоим рядом с королём,
Но не путать со Слоном,
И с ладьёй сравнить нельзя
Суперсильного: Ферзя.
Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват,
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше внимания Ферзю удели.
Конь. А нас можно сразу узнать – у нас есть и глаза, и уши, и грива.
Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь
Ну, отгадывай, не хвастай:
Да конечно это: (Конь).
Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад, Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой.
Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же Пешка бьёт?
Бьёт наискосок!
Предоставить возможность учащимся расставите фигуры на доске. Показать, как ходят фигуры. Задействовать учеников у которых есть навыки игры в шахматы для помощи новичкам.
Анкетирование «Индекс отношения к здоровью»
Цель: исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья.
Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого выбирают три наиболее важные и три наименее важные, с их точки зрения, ценности из предлагаемого списка:
-
хорошие вещи, материальное благополучие; • общение с природой;
-
общение с друзьями и другими окружающими людьми; • любовь и семейная жизнь;
-
здоровье, здоровый образ жизни; • труд (профессия, учёба, интересная работа);
-
духовность (нравственность, саморазвитие)
Наиболее важные для меня: Наименее важные для меня:
1. _________________________ 1. ________________________
2. _________________________ 2. ________________________
3. _________________________ 3. ________________________
Обработка результатов
Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй - второй, третьей - третий. Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй - шестой, третьей - пятый. Ценности, не вошедший ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвёртый ранг.
Ранг, полученный такой ценностью, как «Здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвёртый или пятый ранг – оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой – ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.
Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша)
Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.
Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.
1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) хорошее; б) удовлетворительное; в) плохое; г) затрудняюсь ответить.
2. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?
а) да, занимаюсь; б) нет, не занимаюсь.
3. Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?
а) чаще всего больше 2 часов; б) около часа; в) не более 0,5часа или вообще не выхожу на улицу.
4. Делаете ли утром следующее:
а) физическую зарядку; б) обливание; в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в школу.
5. Обедаете ли в школьной столовой?
а) да, регулярно; б) иногда; в) нет.
6. В котором часу ложитесь спать?
а) до 21 часа; б) между 21 и 22 часами; в) после 22 часов.
7. Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?
а) да, активно; б) изредка; в) никогда.
8. Как Вы чаще всего проводите свободное время?
а) занимаюсь в спортивной секции, объединении по интнресам
б) провожу время с друзьями; в) читаю книги; г) помогаю по дому; д) преимущественно смотрю телевизор (видео); е) играю в компьютерные игры; ж) другое.
Обработка результатов
Ответы оцениваются по десятибалльной шкале
|
а
|
б
|
в
|
г
|
д
|
е
|
ж
|
|
|
|
|
|
|
1
|
10
|
5
|
0
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
10
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
10
|
5
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
10
|
10
|
0
|
0
|
|
|
|
|
|
|
5
|
10
|
5
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
10
|
5
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
0
|
5
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
10
|
5
|
5
|
5
|
|
|
|
|
|
|
Подсчитайте общее количество баллов.
Интерпретация
Высокий уровень – 110 – 80 баллов – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Средний уровень – 75 – 50 баллов – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней.
Методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья»
(Н.С. Гаркуша)
Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья.
Инструкция. Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений в вопросах I, IV, V, V I, в вопросах II и III отметьте знаком «+» один из предложенных ответов.
1. Занимаетесь ли Вы:
а) в школьной спортивной секции; б) в спортивной секции других учреждений;
в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;
г) просмотром передач на тему здоровья; д) употреблением витаминов;
е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.
2. Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:
а) никогда не участвую; б) нерегулярно; в) раз или два в неделю; г) три и более раз в неделю.
3. На уроках физической культуры вы занимаетесь:
а) с полной отдачей; б) без желания; в) лишь бы не ругали.
4. Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):
а) полное взаимопонимание; б) доверительные; в) уважительные; г) отсутствие взаимопонимания.
5. Для ведения здорового образа жизни Вы:
а) соблюдаете режим дня; б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу; в) занимаетесь спортом; г) делаете регулярно утреннюю зарядку; д) не имеете вредных привычек.
-
Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:
а) физическая сила и выносливость; б) умственная работоспособность; в) ум, сообразительность; г) сила воли, выдержка, терпение и упорство; д) объём знаний о здоровом образе жизни;
е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве; ж) внимание и наблюдательность; з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);
и) умение организовать свой труд (организованность); к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи; л) чуткость и отзывчивость к людям;
м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других; н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д; п) умение беречь время;
р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.
Обработка результатов
За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения.
Интерпретация
Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья.
Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству, со взрослыми в вопросах здоровьесберегания.
Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.
Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша)
Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие:
-
в спортивных соревнованиях; в спортивных праздниках;
-
в туристических походах; в проведении дней, недель здоровья;
-
в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;
-
в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;
-
в различных подвижных, спортивных играх, эстафетах; в проведении физкультминуток, физкультпауз;
-
• в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;
-
в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;
-
в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни;
-
• в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни;
-
в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек.
Обработка результатов
Каждый плюс оценивается 10 баллами.
Интерпретация
Высокий уровень – 130 – 100 баллов – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.
Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.
Низкий уровень – меньше 40 баллов – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.
+
Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников
(Н.С. Гаркуша)
Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх анкет и для вычисления итогового среднего балла сумму необходимо разделить на три.
Получаются следующие уровни здоровья:
Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 135 – 100 баллов. Осознание школьниками ценности здоровья, ведение здорового образа жизни, наличие представлений о сущности здоровья; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья; высокая творческая активность; умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; наличие элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, стремление к самосовершенствованию и творческому выражению; готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; нерегулярное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни; наличие вредных привычек, хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней; сотрудничество со взрослыми и участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или отсутствует.
разгарнуць » / « згарнуць