Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Камісія па супрацьдзеянні карупцыі

О создании комиссии по

противодействию коррупции

и утверждении Положения о комиссии

по противодействию коррупции 

В целях своевременного определения коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации, разработки и организации проведения мероприятий по противодействию коррупции организации

Приказываю:

1. Создать постоянно действующую комиссию по противодействию коррупции в следующем составе:

Клечан А.Л., директор учреждения образования, председатель комиссии;

Мамаева С.Л., заместитель директора по учебной работе;

Шахова И.В., заместитель директора по учебной работе;

Шмарловская Н.В., инспектор по кадрам, секретарь;

Дедкова Л.И., представитель профсоюзного комитета;

Мамонтьев И.Д., председатель попечительского совета;

Лапуть Е.В., представитель родительской общественности.

2. В случае отсутствия руководителя государственного учреждения образования «Боровлянская средняя школа» обязанности председателя комиссии возложить на исполняющего обязанности.

3. Утвердить Положение о комиссии по противодействию коррупции.

4. Отменить действие приказа от 31.12.2015 № 592 «О создании комиссии по противодействию коррупции и утверждении Положения о комиссии по противодействию коррупции”.

ПЛАН

работы по противодействию коррупции

 

Наименование мероприятия

Срок

исполнения

Исполнители

Организационно-практические мероприятия

1

Проводить разъяснительную работу и информировать с педагогическим коллективом о выполнении законодательства по противодействию коррупции

постоянно

Клечан А.Л.,

председатель комиссии, члены комиссии

2

Проводить мониторинг по вопросам соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины, исполнения антикоррупционного законодательства в рамках выполнения Директивы Президента Республики Беларусь «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» от 11 марта 2004 года №1, Декрета №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организации»

1 раз в полугодие

Клечан А.Л., председатель комиссии,

члены комиссии

3

Информировать в срочном порядке управление по образованию Минского райисполкома о выявленных фактах коррупции в учреждении образования

постоянно

Клечан А.Л., председатель комиссии

4

Рассматривать обращения граждан, содержащие факты коррупции

постоянно

Шахова И.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, член комиссии

5

Проводить разъяснительную работу с учащимися учреждения образования, их законными представителями, в целях предупреждения коррупционных действий

постоянно

Клечан А.Л., директор учреждения

Шахова И.В.,

члены комиссии

6

Проводить личные приемы граждан и «прямые» телефонные линии с законными представителями учащихся, в целях предупреждения коррупционных действий, а также для более активного привлечения общественности к борьбе с данными правонарушениями

по утвержденному графику

Клечан А.Л., председатель комиссии

7

Рассматривать вопросы трудовой и исполнительской дисциплины, а также иные вопросы обеспечения противодействия коррупции на совещаниях при руководителе учреждения

1 раз в полугодие

Клечан А.Л., председатель комиссии,

Шахова И.В.,

член комиссии

8

При проведении встреч в трудовом коллективе отражать работу, проводимую в целях предупреждения коррупционных правонарушений

постоянно

 Клечан А.Л., председатель комиссии

9

Обеспечить гласность, информирование законных представителей учащихся о целевом использовании внебюджетных средств, а также средств спонсорской помощи

постоянно

Клечан А.Л., председатель комиссии,

Мамонтьев И.Д. председатель попечительского совета, член комиссии

10

Обеспечить рассмотрение вопросов антикоррупционной направленности на официальном сайте учреждения образования

постоянно

Клечан А.Л., председатель комиссии

Шахова И.В., заместитель директора по учебно- воспитательной работе, член комиссии

11

Обеспечить контроль за организацией питания

постоянно

Клечан А.Л., председатель комиссии

Столярова Е.А. заместитель директора по учебной работе, член комиссии

12

Рассматривать совещаниях при руководителе учреждения карту коррупционных рисков, перечень должностей, связанных с определенной зоной повышенного коррупционного риска

1 раз в полугодие

 Клечан А.Л., председатель комиссии

Кадровое и материально-техническое обеспечение

13

Осуществлять контроль за организацией приема на работу в учреждение образования в строгом соответствии со штатным расписанием

постоянно

Клечан А.Л., председатель комиссии

Шмарловская Н.Л., инспектор по кадрам, член комиссии

14

Осуществлять контроль за ходом выпускных экзаменов в учреждении образования

июнь

Клечан А.Л., председатель комиссии,

Мамаева С.Л.,

член комиссии

15

Организовать контроль за проведением подачи документов в первые классы

июнь-август

Клечан А.Л., председатель комиссии

 

16

Обеспечить в целях исключения коррупционных рисков:

контроль деятельности сотрудников, которые занимаются вопросами государственных закупок;

максимальной публичности и соблюдение установленной процедуры при заселении жилых помещений социального пользования (общежития и т.д.)

постоянно

Клечан А.Л., председатель комиссии

Шмарловская Н.Л., инспектор по кадрам, член комиссии

Дедкова Л.И.

член комиссии

17

Закупки с использованием внебюджетных средств независимо от суммы разового договора или ориентировочной суммы годовой потребности, проводить в соответствии с действующими нормативными правовыми документами и с обязательным оформлением пакета документов, предусмотренного законодательством Республики Беларусь

постоянно

Клечан А.Л., председатель комиссии,

члены комиссии по закупкам

18

Усилить контроль за соблюдением целевого использования бюджетных и внебюджетных средств

постоянно

Клечан А.Л., председатель комиссии, Шмарловская Н.Л., член комиссии

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией»

В частности, ст.22 Закона № 305-З не допускается:

1) назначение на должности, включенные в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, районных исполнительных комитетов, городских исполнительных комитетов (городов областного подчинения), местных администраций районов в городах, лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, установленным законодательными актами, в течение 5 лет после такого увольнения;

2) прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Статьей 24 Закона № 305-З установлено, что государственным служащим, совершившим в период прохождения государственной службы тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, пенсия за выслугу лет, предусмотренная Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», а также ежемесячное денежное содержание, предусмотренное Указом Президента Республики Беларусь от 30.11.2006 № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих», не назначаются (не выплачиваются). В этом случае таким лицам предоставляется только пенсия по возрасту. Аналогичной нормой дополнена ст.54 Закона № 204-З.

В ст.36 Закона № 305-З закреплен порядок изъятия имущества (взыскания расходов), стоимость которого (размер которых) превышает доходы, полученные из законных источников. Так, под явным превышением стоимости имущества и иных расходов над доходами, полученными из законных источников, понимается превышение, составляющее не менее 25 % от доходов, полученных из законных источников.

Также Закон № 305-З вносит изменения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, другие законодательные акты.

Закон вступает в силу с 24 января 2016 г.

С текстами нормативных правовых актов можно ознакомиться в АПС «Бизнес-Инфо», банк данных «Законодательство».

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 июля 2006 г. № 165-З

О борьбе с коррупцией

Принят Палатой представителей 23 июня 2006 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 2006 года

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 122, 2/1262) (опубликован - 2 августа 2006 г.)

(вступил в законную в силу 29 января 2007 года)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей;

государственные должностные лица – Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях,Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам;

лица, приравненные к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), – члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения;

иностранные должностные лица – должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов;

имущество – недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), в том числе имущественные права, установленные гражданским законодательством Республики Беларусь;

близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки;

члены семьи – супруг (супруга), близкие родственники, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом;

свойственники – близкие родственники супруга (супруги).

Статья 2. Законодательство о борьбе с коррупцией

Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, а также международные договоры Республики Беларусь.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 3. Субъекты правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений

Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются:

государственные должностные лица;

лица, приравненные к государственным должностным лицам.

Субъектами коррупционных правонарушений являются:

государственные должностные лица;

лица, приравненные к государственным должностным лицам;

иностранные должностные лица;

лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Статья 4. Принципы борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией основывается на принципах:

законности;

справедливости;

равенства перед законом;

гласности;

неотвратимости ответственности;

личной виновной ответственности;

гуманизма.

Статья 5. Система мер борьбы с коррупцией

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения следующих мер:

планирования и координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;

установления ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;

обеспечения правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;

совершенствования системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

установления правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;

предоставления в установленном законодательными актами Республики Беларусь порядке государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией;

недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

проведения криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;

сочетания борьбы с коррупцией с созданием экономических предпосылок для устранения причин коррупции.

ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ, И ИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Статья 6. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, с иными государственными органами и организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь.

Статья 7. Полномочия Прокуратуры Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией

Прокуратура Республики Беларусь является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией.

В целях обеспечения организации борьбы с коррупцией Прокуратура Республики Беларусь:

аккумулирует информацию о фактах, свидетельствующих о коррупции;

анализирует эффективность применяемых мер по противодействию коррупции;

координирует деятельность иных государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией;

осуществляет надзор за исполнением руководителями государственных органов и иных организаций требований настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией и в случае выявления правонарушений принимает меры по привлечению лиц, их совершивших, к ответственности, установленной законодательными актами Республики Беларусь;

готовит предложения по совершенствованию правового регулирования борьбы с коррупцией;

осуществляет иные полномочия в сфере борьбы с коррупцией, установленные законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 8. Специальные подразделения по борьбе с коррупцией и их права

В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией.

Порядок создания в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности специальных подразделений по борьбе с коррупцией определяется Президентом Республики Беларусь.

Специальным подразделениям по борьбе с коррупцией при выполнении возложенных на них задач предоставляется право:

получать безвозмездно из государственных органов и иных организаций в установленном законодательством Республики Беларусь порядке информацию, необходимую для выполнения функций по борьбе с коррупцией, в том числе из автоматизированных информационных, справочных систем и банков данных;

беспрепятственно прибывать в пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и места, где осуществляется пограничный контроль, по служебным удостоверениям и пропускам, выдаваемым Государственным комитетом пограничных войск Республики Беларусь или командирами соединений и частей пограничных войск Республики Беларусь;

приостанавливать с санкции прокурора полностью или частично на срок до десяти суток финансовые операции физических и юридических лиц, а также ограничивать их в праве распоряжения имуществом, если имеются достаточные основания полагать, что денежные средства и (или) иное имущество получены от лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений или к легализации доходов, полученных незаконным путем;

вносить в государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, представления об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности.

Другие права, а также обязанности специальных подразделений по борьбе с коррупцией определяются настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 9. Государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией

Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь, Государственный комитет пограничных войск Республики Беларусь и пограничные войска Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 10. Взаимодействие государственных органов и иных организаций в сфере борьбы с коррупцией

Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции.

Порядок и условия взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, определяются ими совместно.

Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, на основе международных договоров Республики Беларусь могут обмениваться необходимой информацией с органами иностранных государств, осуществляющими деятельность в сфере борьбы с коррупцией.

Статья 11. Содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией

Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией. Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, предоставляются государственными органами, иными организациями и их должностными лицами незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток.

Предоставление сведений и документов, содержащих государственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Статья 12. Информационное обеспечение борьбы с коррупцией

В целях сбора, хранения, анализа и обобщения информации о фактах, свидетельствующих о коррупции, в том числе о физических и юридических лицах, причастных к коррупции, в специальных подразделениях по борьбе с коррупцией создаются и ведутся оперативные учеты и централизованные банки данных.

В Прокуратуре Республики Беларусь ведутся единые банки данных о состоянии борьбы с коррупцией, которые формируются на основании информации, представляемой органами прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности в порядке и сроки, установленные Прокуратурой Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь.

Статья 13. Координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией

Координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией, осуществляется Межведомственной комиссией по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь, создаваемой по решению Президента Республики Беларусь.

Статья 14. Финансовое и материально-техническое обеспечение специальных подразделений по борьбе с коррупцией

Финансовое и материально-техническое обеспечение специальных подразделений по борьбе с коррупцией осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Конкретные размеры необходимых для этого средств, в том числе валютных, ежегодно устанавливаются при утверждении республиканского бюджета на содержание органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности и используются ими на материально-техническое обеспечение специальных подразделений.

ГЛАВА 3
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

Статья 15. Требования к порядку принятия отдельных решений государственными органами и иными государственными организациями в сфере экономических отношений

Решения по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям принимаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы при принятии решений:

о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов;

о распределении квот;

о выборе поставщиков для государственных нужд;

о возложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя отдельных функций государственного заказчика;

в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Метод и порядок распределения квоты на внешнюю торговлю товарами определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

Открытые конкурсы и аукционы в целях распределения квот и выбора поставщиков для государственных нужд не проводятся, если соответствующие поставки товаров (работ, услуг) осуществляются организацией, являющейся естественным монополистом, а также в случаях, когда законодательством Республики Беларусь допускается иной порядок распределения квот и выбора поставщиков для государственных нужд.

Статья 16. Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица

Государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 настоящего Закона, а также законодательством Республики Беларусь о государственной службе для государственных служащих (если соответствующая должность государственного должностного лица относится к государственной службе), и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной государственной организации. Неподписание данного обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной государственной организации за невыполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 17. Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц

Государственное должностное лицо не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной государственной организации, служащим которого (которой) оно является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа, государственной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;

принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).

Законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы прохождения государственной службы, для государственных должностных лиц, являющихся государственными служащими, могут быть установлены иные ограничения.

Государственное должностное лицо обязано в течение трех месяцев после назначения (избрания) на должность передать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.

Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой – четвертой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь.

Ограничения для лиц, приравненных к государственным должностным лицам и являющихся государственными служащими, устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 18. Недопустимость совместной государственной службы близких родственников или свойственников

Прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке или находящимися в отношениях близкого родства или свойства, не допускается, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Лицо, принятое на государственную службу в нарушение требования, установленного частью первой настоящей статьи, с его согласия подлежит переводу на должность, исключающую такую подчиненность или подконтрольность, а при невозможности перевода или отказе от него – освобождению от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Руководители государственных органов и иных государственных организаций, допустившие нарушение требований, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 19. Меры, направленные на обеспечение финансового контроля

Граждане Республики Беларусь, поступающие на государственную службу, государственные служащие и члены их семьи обязаны представлять декларации о доходах и имуществе и об источниках денежных средств в соответствующий государственный орган в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Непредставление декларации о доходах и имуществе или умышленное внесение в нее неполных, недостоверных сведений являются основанием для отказа в приеме на государственную службу, назначении государственного служащего на другую государственную должность либо для привлечения его к дисциплинарной ответственности, в том числе освобождения от занимаемой государственной должности, в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Сведения о доходах и имуществе, об имущественных сделках, содержащиеся в декларациях о доходах и имуществе и об источниках денежных средств, не подлежат распространению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 20. Правонарушения, создающие условия для коррупции

Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:

вмешательство государственного должностного лица с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь;

оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;

участие государственного должностного лица в качестве поверенного третьих лиц в делах государственной организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной государственной организации;

использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;

создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь;

требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.

Совершение указанных в части первой настоящей статьи правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 4
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Статья 21. Коррупционные правонарушения

Коррупционными правонарушениями являются:

вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;

предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок: по приглашению близких родственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;

использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.

Совершение указанных в части первой настоящей статьи правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 22. Уведомление о совершении правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения

В случае совершения какого-либо из указанных в части первой статьи 20 и части первой статьи 21 настоящего Закона правонарушений депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатом местного Совета депутатов, гражданином, зарегистрированным в установленном законом порядке кандидатом в Президенты Республики Беларусь, кандидатом в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов, государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, уведомляют об этом соответственно Палату представителей, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, соответствующие местный Совет депутатов, избирательную комиссию.

Статья 23. Гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции

Физическое лицо, противоправно предоставившее государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущество или другую выгоду в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц, освобождается от ответственности, если имело место вымогательство со стороны государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц либо если физическое лицо после предоставления указанным лицам имущества или выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц добровольно заявило о содеянном.

ГЛАВА 5
УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 24. Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг

Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства Республики Беларусь и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня их обнаружения.

Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами Республики Беларусь, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица. Учет, хранение, оценка и реализация сданного имущества осуществляются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Члены семьи государственного должностного или приравненного к нему лица не вправе принимать имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки, за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного должностного или приравненного к нему лица, связанной с его служебной (трудовой) деятельностью.

Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное членами его семьи имущество в финансовый орган по месту своего жительства либо возместить его стоимость или стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались члены его семьи, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или членами его семьи имущество либо возместить его стоимость или стоимость услуг, незаконно полученных им или членами его семьи, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на имущество, незаконно полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом.

Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией с нарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию уполномоченными государственными органами либо по решению суда и реализации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, а стоимость услуг, полученных с нарушением этого порядка, – перечислению в республиканский бюджет.

Статья 25. Отмена решений, принятых в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений

Решения, принятые государственными должностными или приравненными к ним лицами в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений, могут быть отменены государственным органом, иной государственной организацией или должностным лицом, уполномоченными на их принятие, либо вышестоящим государственным органом, иной вышестоящей государственной организацией, вышестоящим должностным лицом или судом по иску государственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь.

Физическое или юридическое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы ущемлены в результате принятия таких решений, вправе обжаловать их в судебном порядке.

Статья 26. Меры правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения

Вред, причиненный совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, возмещается в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

По требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения.

Статья 27. Обязанности и ответственность руководителей государственных органов, иных организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией

Руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:

принимать установленные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь меры, направленные на борьбу с коррупцией;

привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, к такой ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь;

своевременно информировать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений.

Руководители государственных органов и иных организаций, не выполняющие или не в полной мере выполняющие требования, предусмотренные частью первой настоящей статьи, а также не предоставляющие информацию, запрашиваемую государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 6
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Статья 28. Контроль за деятельностью специальных подразделений по борьбе с коррупцией

Контроль за деятельностью специальных подразделений по борьбе с коррупцией в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности осуществляют соответственно Генеральный прокурор Республики Беларусь, Министр внутренних дел Республики Беларусь и Председатель Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.

Статья 29. Надзор за исполнением законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением главы 7, которая вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

Статья 31. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок после вступления в силу настоящего Закона:

внести в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения о приведении законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко


 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь

от 26.12.2011 № 1732

Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции

В целях совершенствования правового регулирования вопросов противодействия коррупции, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, оптимизации условий для развития национальной экономики Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции (далее - Типовое положение).

2. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областным, Минскому городскому, городским, районным исполкомам, местным администрациям районов в городах в месячный срок:

создать комиссии по противодействию коррупции в соответствии с Типовым положением;

привести положения о существующих комиссиях, выполняющих функции по противодействию коррупции, и составы указанных комиссий в соответствие с Типовым положением.

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 Премьер-министр Республики Беларусь М.Мясникович

 УТВЕРЖДЕНО

 Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2011 N 1732

 1. Настоящим Типовым положением определяется порядок создания и деятельности в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах (далее - государственные органы (организации) комиссий по противодействию коррупции (далее - комиссии). Настоящее Типовое положение не распространяется на государственные органы, в которых в соответствии с законодательными актами созданы специальные подразделения по борьбе с коррупцией либо в структуре центральных аппаратов которых имеются подразделения собственной безопасности.

2. Комиссия создается руководителем государственного органа (организации) в количестве не менее пяти членов под председательством одного из заместителей руководителя государственного органа (организации). Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на заседании комиссии из числа ее членов.

3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 года "О борьбе с коррупцией" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 122, 2/1262), иными актами законодательства, в том числе настоящим Типовым положением, а также утверждаемым руководителем государственного органа (организации) положением о комиссии, в котором учитываются особенности деятельности государственного органа (организации).

4. Основными задачами комиссии являются:

разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции;

рассмотрение вопросов предотвращения проявлений коррупции и их выявления;

координация деятельности структурных подразделений, территориальных органов государственного органа (организации), в котором создана комиссия, и подчиненных ему (входящих в его систему, состав) государственных организаций (далее - подчиненные организации) по реализации мер по противодействию коррупции;

взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, при реализации мер по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению;

взаимодействие с общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;

привлечение общественности и средств массовой информации к сотрудничеству по вопросам предотвращения проявлений коррупции, их выявления и противодействия коррупции в целях выработки у работников государственных органов (организаций) навыков антикоррупционного поведения в сферах с повышенным риском коррупции, а также формирования нетерпимости к ее проявлениям;

обобщение и анализ поступающей от государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций.

5. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие основные функции:

участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов и руководителей государственного органа (организации) по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению;

участвует в мониторинге программ государственного органа (организации), направленных на предотвращение проявлений коррупции и их выявление;

заслушивает на своих заседаниях руководителей подчиненных организаций о проводимой работе по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению;

привлекает в случае необходимости для участия в заседаниях комиссии представителей правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций, а также средств массовой информации (с согласия их руководителей);

принимает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения подчиненными организациями решения по вопросам организации деятельности по предотвращению проявлений коррупции и их выявлению, а также осуществляет контроль за исполнением данных решений;

разрабатывает и представляет руководителю государственного органа (организации) предложения по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника государственного органа (организации) или подчиненной организации, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;

вырабатывает на своих заседаниях и вносит на рассмотрение руководителя государственного органа (организации) предложения о совершенствовании законодательства о борьбе с коррупцией;

информирует руководителя государственного органа (организации) о выявленных комиссией в ходе ее деятельности правонарушениях, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушениях;

запрашивает у подчиненных организаций в пределах компетенции государственного органа (организации) в установленном законодательными актами порядке информацию по вопросам предотвращения проявлений коррупции, их выявления и противодействия коррупции;

вносит руководителю государственного органа (организации), осуществляющего в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. N 325 "О ведомственном контроле в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 157, 1/11733) ведомственный контроль, предложения о проведении в установленном законодательными актами порядке проверок в подчиненных организациях по фактам совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;

вносит руководителям подчиненных организаций предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности подчиненных им работников, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения;

рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;

вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;

вносит руководителю государственного органа (организации) предложения о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

осуществляет иные функции, предусмотренные положением о комиссии.

6. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.

7. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.

8. Председатель комиссии:

несет персональную ответственность за деятельность комиссии;

организует работу комиссии;

определяет место и время проведения заседаний комиссии;

утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях;

дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением.

В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.

В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

9. Член комиссии вправе:

вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;

выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;

задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;

в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;

осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.

10. Член комиссии обязан:

принимать участие в подготовке заседаний комиссии;

участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;

по решению комиссии (поручению ее председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;

не совершать действий, дискредитирующих комиссию;

выполнять решения комиссии (поручения ее председателя).

11. Секретарь комиссии:

обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;

ведет документацию комиссии;

извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;

обеспечивает подготовку заседаний комиссии;

осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.

12. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.

13. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.

14. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов.

15. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.

16. В протоколе указываются:

место и время проведения заседания комиссии;

наименование и состав комиссии;

сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;

повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;

принятые комиссией решения;

сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.

17. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц. 


ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 июня 2018 г. № 502

О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции

В целях совершенствования работы комиссий по противодействию коррупции Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Внести в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 , следующие изменения и дополнения:

1.1.в пункте 1:

в части первой слова «государственных унитарных предприятиях и хозяйственных обществах с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов, являющихся управляющими компаниями холдингов» заменить словами «управляющих компаниях холдингов, являющихся государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов»;

дополнить пункт частью третьей следующего содержания:

«В случае создания комиссии по инициативе организации, не указанной в части первой настоящего пункта, комиссия в своей деятельности вправе руководствоваться требованиями настоящего Типового положения.»;

1.2.часть вторую пункта 2 изложить в следующей редакции:

«Состав комиссии формируется из числа работников государственного органа (организации), в том числе курирующих (осуществляющих) финансово-хозяйственную и производственную деятельность, бухгалтерский учет, распоряжение бюджетными денежными средствами, сохранность собственности и эффективное использование имущества, кадровую и юридическую работу, а по решению руководителя государственного органа (организации) – также из числа граждан и представителей юридических лиц.»;

1.3.в пункте 3 слова «20 июля 2006 года «О борьбе с коррупцией» » заменить словами«15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией»;

1.4.пункт 4 дополнить абзацем десятым следующего содержания:

«рассмотрение мер, принятых для устранения последствий коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.»;

1.5.в пункте 5:

абзац одиннадцатый исключить;

абзацы двенадцатый–шестнадцатый считать соответственно абзацами одиннадцатым–пятнадцатым;

1.6.пункт 6 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

«План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 дней со дня его утверждения.

Информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии подлежит размещению на официальном сайте государственного органа (организации) в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии.»;

1.7.дополнить Типовое положение пунктом 12-1 следующего содержания:

«12-1. Граждане и юридические лица вправе направить в государственный орган (организацию), в котором создана комиссия, предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии.

Предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии, рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.

К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции руководителю государственного органа (организации).»;

1.8.в пункте 13:

после части первой дополнить пункт частью следующего содержания:

«В  заседании  комиссии  участвуют  представители  юридических  лиц  и  граждане, в отношении которых председателем комиссии и (или) руководителем государственного органа (организации) принято решение об их приглашении на это заседание.»;

части вторую и третью считать соответственно частями третьей и четвертой; абзац восьмой части третьей исключить;

в части четвертой:

слово «второй» заменить словом «третьей»;

после слова «рассматриваются» дополнить часть словами «предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и»;

1.9.во втором предложении пункта 14 слова «структурными подразделениями государственного органа (организации), подчиненными организациями» заменить словами «работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций».

2.Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областным, Минскому городскому, городским, районным исполкомам, местным администрациям районов в городах в месячный срок привести положения о комиссиях по противодействию коррупции в соответствие с настоящим постановлением.

3.Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь                А.Кобяков