Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Раздзелы сайта

Галоўная

Бацькоўскі ўніверсітэт

Каталог материалов для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет»


B рамках Дня взаимодействия с семьёй в Боровлянской средней школе прошли мероприятия для законных представителей в рамках работы Родительского университета.


В учреждении образования прошла консультация для законных представителей в рамках работы Родительского университета по теме «Адаптация учащихся первых классов».


«АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ».

материал педагога- психолога Лемешевская Н. С.разгарнуць » / « згарнуць

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В 1-М КЛАССЕ

материал педагога- психолога Лемешевская Н. С.разгарнуць » / « згарнуць

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА

материал педагога- психолога Лемешевская Н. С.разгарнуць » / « згарнуць

«ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 4-Х КЛАССОВ»

материал педагога- психолога Лемешевская Н. С.разгарнуць » / « згарнуць

«РЕБЕНОК СРЕДИ СВЕРСТНИКОВ»

материал педагога- психолога Лемешевская Н. С.разгарнуць » / « згарнуць

«СЕМЬЯ КАК ПЕРСОНАЛЬНАЯ МИКРОСРЕДА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. НРАВСТВЕННЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ»

материал педагога- психолога Лемешевская Н. С.разгарнуць » / « згарнуць

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета –повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

¾              формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

¾              формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

¾              обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

¾              организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

I. Организационное:

  • формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

II. Информационно-просветительское:

  • презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

- правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

- гражданское: о путях развития образования, школы.

  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

- на оценке родителями собственного жизненного опыта;

- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

- на стабильном общении детей и их родителей;

- на формировании атмосферы поиска новых знаний;

- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

- на развитии творческих способностей членов семьи;

- на умении видеть результаты развития детей;

- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,

IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.


 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IVклассов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-ния

Ответствен-ные

1

1-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе.Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

лекция/ практикум/ вебинар

классный руководитель, педагог-психолог,

медицинский работник

1.2

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

ноябрь

беседа/ практикум/ мастер-класс

классный руководитель,

медицинский работник

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка.Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

январь

круглый стол/ дискуссия/ форум

классный руководитель

1.4

Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности.Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

апрель

семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог

2

2-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

классный руководитель

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов.Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь

круглый стол/семинар-практикум/ вебинар

классный руководитель, медицинский работник

2.3

Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровьеребенка

февраль

лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог, педагог социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

май

круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс

классный руководитель

3

3-е классы

 

 

 

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, уменияработать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

классный руководитель

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

декабрь

лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс

педагог-психолог

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

январь

беседа/ дискуссия/ практикум

педагог социальный, медицинский работник

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации.Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель

семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог, педагог социальный

4

4-е классы

 

 

 

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

сентябрь

лекция/ вебинар

педагог-психолог,

медицинский работник

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер.Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

классный руководитель, педагог социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

конферен-ция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

классный руководитель, педагог-психолог,

педагог социальный

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

 


 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

IIступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-ния

Ответствен-ные

1

5-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

семинар-практикум/ вебинар

классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

лекция/беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный,

медицинский работник

1.4

Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель,

педагог социальный

2

6-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг

педагог-психолог, классный руководитель

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс

педагог-психолог, классный руководитель

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период

май

конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар

педагог социальный, медицинский работник

3

7-е классы

 

 

 

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь

лекция/беседа/ вебинар

педагог-психолог, медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

круглый стол/беседа/ вебинар

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

конферен-ция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог социальный, педагог-психолог

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?Мотивация на успех

апрель

беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг

классный руководитель,

педагог-психолог

4

8-е классы

 

 

 

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

конферен-ция/форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог,

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков.Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

беседа/семинар-практикум/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

круглый стол/конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

5

9-е классы

5.1

Тема 1.Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

лекция/ конферен-ция/ вебинар

педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

педагог-психолог,

педагог социальный

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

лекция/ беседа/ семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/вебинар

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник,

инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог,

инспектор по делам несовершеннолетних

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-

ния

Ответствен-ные

1

10-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

сентябрь

лекция/ беседа/ семинар-практикум/ вебинар

педагог социальный, медицинский работник

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

ноябрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер-класс

педагог-психолог, медицинский работник

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

февраль

беседа/ круглый стол/ вебинар

педагог-психолог,

педагог социальный

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар

классный руководитель,

педагог-психолог

2

11-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь

семинар-практикум/ форум/ вебинар

педагог-психолог, классный руководитель

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

конферен-ция/ беседа/ практикум

педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершен-нолетних

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

педагог социальный, классный руководитель

 

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

семинар-практикум/ мастер-класс/ психологический тренинг

классный руководитель,

педагог-психолог,

медицинский работник

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог,

медицинский работник

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

Закон и ответственность несовершеннолетних

Формирование здорового образа жизни

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Самореализация личности

педагог-психолог,

классный руководитель,

педагог социальный,

инспектор по делам несовершеннолетних,

медицинский работник

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1                    Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.

2                    Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе :Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с.

3                    Глинский, А.А.Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с.

4                    Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.

5                    Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск :Национальный институт образования, 2012. – 184 с.

6                    Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск :Национальный институт образования, 2011. – 208 с.

7                    Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск :Альтиора ― Живые краски, 2013. – 55 с.

8                    Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019.

9                    Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. :Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.

10      Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. :Изд-во «Э», 2015. – 320 с.

11      Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. – Минск :Национальный институт образования, 2012. – 190 с.

12      Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск :Национальный институт образования, 2019. – 192 с.

13      Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнёва. – Минск :Национальный институт образования, 2011. – 160 с.

14      Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск :Национальный институт образования, 2010. – 216 с.

15      Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.

16               Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.

17      Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.

18               Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.

19               Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.

20               Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.

21               Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.

22               Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.

23               Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с.

24               Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.

25               Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.

26               Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394.

27               Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск : БГПУ, 2019. – 160 с.

28               Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132.

29               Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019.

30               Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

31               Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. – М. : Глобус, 2009. – 256 с.

32               Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Витебской области: методико-практические материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с.

33               Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с.

34               Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с.

35               Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. :Юрайт, 2016. – 198 с.

36               Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.

37               Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.

38               Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Антология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2-е полугодие

I СТУПЕНЬ – «Мой ребёнок – младший школьник»

для родителей учащихся 1-4  классов

№ п/п

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

                                     1-е  классы

1.3.

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка.

Ценности, традиции и обычаи семьи.  Значение примера родителей в воспитании ребёнка. Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться.

 

Январь

(до 25.01)

 

 

 

 

Круглый стол

Классные руководители

 

 

 

 

Положительные эмоции в жизни школьника

13.01.2024

Консультация

Лемешевская Н.А., педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период весенних каникул

16.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Организация свободного времени детей в период весенних каникул

23.03.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

1.4.

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально – чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребёнка.

 

Апрель

(до 25.04)

 

 

 

 

Семинар-практикум

Классные руководители

 

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

 

06.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

11.05.2024

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул

18.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

25.05.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

2-е классы

2. 3

Тема 1. Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребёнка.

 

Февраль

(до 25.02)

 

 

 

 

 

Лекция

Классные руководители

 

 

 

 

 

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка

27.01.2024

 

Консультация

Лемешевская Н.А., педагог - психолог

Профилактика жестокого обращения с детьми

 

09.03.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период весенних каникул

16.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Организация свободного времени детей в период весенних каникул

23.03.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Профилактика жестокого обращения с детьми

 

30.03.2024

 

 

 

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

2.4.

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребёнка трудиться.

Май

(до 25.05)

 

 

 

 

 

 

 

 

Дискуссия

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

 

06.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

11.05.2024

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул

18.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

25.05.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

3-е классы

3.3.

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребёнок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни.

Январь

(до 25.01)

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

10.02. 2024

 

Консультация

Лемешевская Н.А., педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период весенних каникул

16.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Организация свободного времени детей в период весенних каникул

 

 

23.03.2024

 

 

 

 

 

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

 

 

3.4.

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищённости, тепла и любви.

Апрель

(до 25.04)

 

 

 

 

 

Семинар-

практикум

Классные руководители

 

 

 

 

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

 

06.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

11.05.2024

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул

18.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

25.05.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

4-е классы

4.3.

Тема 3. Ребёнок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребёнка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребёнка при работе за компьютером

 

Февраль

(до 25.02)

 

 

 

 

 

Дискуссия

Классные руководители

 

 

 

 

 

Занятие в рамках «этикет-кафе»

«Как научить своего ребенка жить в мире людей»

24.02.2024

 

Консультация

Лемешевская Н.А., педагог - психолог

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

 

24.02.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

02.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период весенних каникул

16.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

 

Организация свободного времени детей в период весенних каникул

23.03.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

4.4.

Тема 4.  Книги в жизни школьника.

Отношение ребёнка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире.

 

Май

(до 25.05)

 

 

 

 

 

 

 

Круглый

стол

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

 

06.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

11.05.2024

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул

18.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

25.05.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

 

II ступень – «Мой ребёнок - подросток»

для родителей учащихся  5-9  классов

 

№ п/п

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

5-е классы

5.3.

Тема 3. Ваш ребёнок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

 

Февраль

(до 25.02)

 

 

 

Лекция

Классные руководители

 

 

 

Вопросы дисциплины

 

10.02.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Ответственность родителей за воспитание детей

17.02.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Семинар-практикум «Ваш ребенок вырос».

 

09.03.2024

 

Консультация

Лемешевская Н.А., педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период весенних каникул

16.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Организация свободного времени детей в период весенних каникул

23.03.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

5.4.

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.

 

Май

(до 25.05)

 

 

 

 

 

 

Форум

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

 

06.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Меры наказания и поощрения в современной семье

20.04.2024

Консультация

Лемешевская Н.А., педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

11.05.2024

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул

18.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

25.05.2024

 

 

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

6- е классы

6.3.

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет – рисков. Как уберечь ребёнка от опасностей в социальных сетях.

Март

(до 25.03)

 

 

 

 

 

 

 

Дискуссия

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

 

 

27.01.2024

 

 

 

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

 

 

 

 

 

 

Организация свободного времени  детей в период весенних каникул

16.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Лекторий-диалог «Профилактика проблемного поведения подростков»

 

23.03.2024

Консультация

Лемешевская Н.А., педагог - психолог

Организация свободного времени детей в период весенних каникул

23.03.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

6.4.

Тема 4.  Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период.

 

Май

(до 25.05)

 

 

 

 

 

 

 

Конференция

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

 

06.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Безопасность подростков в сети Интернет

04.05.2024

Консультация

Лемешевская Н.А., педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

11.05.2024

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул

18.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

25.05.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

7- е классы

7.3.

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

Жизнь семьи с ребёнком – подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком.

 

Февраль

(до 25.02)

 

 

 

 

Форум

Классные руководители

 

 

 

 

Закон и ответственность несовершеннолетних

20.01.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени  детей в период весенних каникул

16.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Организация свободного времени детей в период весенних каникул

23.03.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

7.4.

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учёбе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

 

Апрель

(до 25.04)

 

 

 

Беседа

Классные руководители

 

 

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

 

06.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Как повысить учебную мотивацию подростков

06.04.2024

Консультация

Лемешевская Н.А., педагог - психолог

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

 

20.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

11.05.2024

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул

18.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Правила поведения с подростками:

Особенности переходного возраста

18.05.2024

Консультация

Лемешевская Н.А., педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

25.05.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

8 – е  классы

8.3.

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения.

Март

(до 25.03)

 

 

Беседа

Классные руководители

 

 

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

06.01.2024

 

Консультация

Каят Л.И.,

педагог - психолог

Осторожно: суицид

 

02.03.2024

 

Консультация

Каят Л.И.,

педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период весенних каникул

16.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Организация свободного времени детей в период весенних каникул

23.03.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

8.4.

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов.

Май

(до 25.05)

 

 

 

 

Семинар-

практикум

Классные руководители

 

 

 

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

 

06.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Подросток в социальных сетях: что делать?

13.04.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

27.04.2024

 

Консультация

Каят Л.И.,

педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

11.05.2024

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул

18.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

25.05.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

9 – е классы

9.3.

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек.

 

Февраль

(до 25.02)

Лекция

Классные руководители

Интернет-зависимость: пути преодоления

20.01.2024

 

Консультация

Каят Л.И.,

педагог - психолог

Как помочь подростку в выборе профессии?

03.02.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени  детей в период весенних каникул

16.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Как помочь подростку в выборе профессии?

16.03.2024

 

Консультация

Каят Л.И.,

педагог - психолог

Организация свободного времени детей в период весенних каникул

23.03.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

9.4.

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребёнка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.

Апрель

(до 25.04)

 

 

 

 

 

 

Конференция

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

 

06.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Как помочь подростку в выборе профессии?

 

04.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

11.05.2024

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Как научить детей распоряжаться деньгами?

11.05.2024

 

Консультация

Каят Л.И.,

педагог - психолог

Организация свободного времени детей в период летних каникул

18.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

25.05.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

 

III  ступень – «Мой ребёнок – старшеклассник»

для родителей учащихся 10-11 классов

 

№ п/п

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

10 – е  классы

10.3.

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодёжи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодёжи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья.

Февраль

(до 25.02)

Круглый стол

Классные руководители

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

03.02.2024

 

Консультация

Каят Л.И.,

педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период весенних каникул

16.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Организация свободного времени детей в период весенних каникул

23.03.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

30.03.2024

Консультация

Каят Л.И.,

педагог - психолог

10.4.

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи  старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе.

 

Апрель

(до 25.04)

 

Дискуссия

Классные руководители

 

 

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

 

06.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

27.04.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

11.05.2024

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул

18.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

25.05.2024

Консультация

Каят Л.И.,

педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

25.05.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

11 – е  классы

11.3.

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

 

Март

(до 25.03)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круглый стол

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон и ответственность несовершеннолетних

13.01.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Закон и ответственность несовершеннолетних

17.02.2024

 

Консультация

Каят Л.И.,

педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период весенних каникул

16.03.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

Организация свободного времени детей в период весенних каникул

23.03.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

11.4.

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приёмы концентрации внимания приёмы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей  и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период.

 

Май

(до 25.05)

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар-

практикум

Классные руководители

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

 

06.04.2024

 

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Формирование здорового образа жизни

13.04.2024

Консультация

Каят Л.И.,

педагог - психолог

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

11.05.2024

 

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный

 

Организация свободного времени детей в период летних каникул

18.05.2024

Консультация

Скрыган Л.Ч., педагог социальный

Организация свободного времени  детей в период летних каникул

25.05.2024

Консультация

Назаренко Е.В.,

педагог социальный