Памятка для учителя «Секреты бесконфликтного общения»
Как организовать диалог с родителями
1. Если вы задаете вопрос, подождите, когда собеседник вам ответит.
2. Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением родителей.
3. Если вы не согласны, аргументируйте, повторяйте фразы: «Давайте подумаем», «Давайте сделаем сообща», «Как вы сами думаете», «Мне интересно ваше мнение», «Вы не согласны со мной, почему?» и т. д.
Как организовать работу с родителями
1.Способность к общению- профессиональное качество учителя. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.
2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко учитель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в аппозиции. Часто он начинает поучать, упрекать. Постарайтесь понять чувства отца или матери ученика, найдите в них опору, выстраивая совместные действия.
З.Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Объединение усилий в воспитании ученика основывается на совместных действиях школы и семьи, педагога и членов семьи. Сделать это можно только при взаимном и уважительном признании позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
4.Людям нравиться ощущать собственное значение. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчеркивание его значение в этом процессе.
5.Покажите родителю свою любовь по отношению к ребенку. Психологический контакт с родителем возникает сразу же, как только учитель отметит, что он видит положительные стороны в характере ребенка и симпатизирует ему.
6.Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, вы можете предложить одному из родителей выступить на родительском собрании с проблемой, которую он испытывает в воспитании ребенка, и, каким образом он пытается ее разрешить. Пусть эти проблемы обсуждаются с другими родителями.
Чрезвычайно поучительным было бы выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенко икоторый сумел их преодолеть.
7. Не стремитесь отстоять собственную позицию.
Успешной можно назвать беседу не только когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
8. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисциплины ученика, обсудите с родителями возможности совместной работы.
Важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в
том, что проблема может быть решена.
9. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с
родителями учитель требует, чтобы они активизировали свое участие в
воспитании ребенка. Он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки, целиком посвятила себя воспитанию и т. п. Вряд
ли так будет. Гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложить привлечь к своим занятиям ребенка.
10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с родителями трудного ученика пройдет более успешно:
1. Если вам удается избежать противоречия и конфликта.
2. Если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений.
3. Если вы удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку.
4. Если вы обсудили ваши совместные действия.