Цели урока:
(учебник стр. 97-102)
- Формировать первоначальное представление о малом поэтическом жанре - миниатюре.
- Выяснять черты, характерные для миниатюр Г. Новицкой и Т. Белозерова.
- Совершенствовать умение читать выборочно, выразительно и находить образные картины для словесного рисования.
- Обобщить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе работы с произведениями раздела.
Ход урока:
1. Организационный момент. Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
2. Прочитайте тему, цели урока. Сегодня мы рассмотрим поэтические миниатюры – небольшие по размеру стихотворения, очень ёмкие по эмоциональному и образному содержанию (учебник, стр. 97-99). Обобщим и закрепим знания по разделу (стр. 100-101).
- Прочитайте и обсудите диалог Знатока и Максима Книжника (стр. 97)
- Что такое поэтические миниатюры?
- Чем они отличаются от обычных стихотворений?
4. Стр. 97-98. Две миниатюры Т.Белозёрова:
- Попытайтесь понять, что объединяет эти стихотворения.
Первой прочитайте миниатюру «Листопад» (стр. 97).
Определите:
- Какие картины изобразил поэт?
- Почему о тропинке он говорит, что она пенится?
- Почему об осинке написано, что она шумит, как водопад? Когда это бывает?
- Почему часто говорят «дрожит, как осинка»?
- Есть ли различия между этими двумя выражениями? В чём они?
- Какой рисунок можно сделать к стихотворению?
- Перечитайте повторно первую миниатюру вслух.
Прочитайте миниатюру «…Из холодной рощи… » (стр. 98).
- Подумайте, почему поэт сравнивает зайца с первой снежинкой?
- Придумайте название миниатюре.
- Нарисуйте словесные картины.
- Найдите слова, которые вас особенно удивили, показались необычными.
Обобщение:
- Что характернодля поэтических миниатюр Т.Белозёрова?
(Лаконичность, зримость картин, необычные сравнения)
5. Стр. 98-99. Поэтические миниатюры Г.Новицкой:
- Прочитайте поочерёдно каждую.
- В чём проявляется необычность миниатюры «Осень».
- Обратите внимание на удачную метафору.
- Чем интересна миниатюра «Утро»?
- Какие ёмкие выражения вы заметили?
- Прочитайте миниатюру «Радость».
- Когда же бывает радость?
- Как представляет это поэтесса, а как – вы?
- Поработайте над выразительным чтением.
- Найдите необычные, меткие выражения, обратите внимание на зоркость поэтессы.
- Нарисуйте словесные картины.
- Минутка творчества:
- Попробуйте дома придумать свои поэтические миниатюры, используя рифмы,
данные в учебнике, стр.99, вопрос 4.
7. Минутка отдыха (для глаз, двигательная)
8. Стр. 100-102. Обобщение и закрепление знаний с помощью вопросов.
- Прочитайте вопросы и задания страницы «Проверь себя» (стр. 100)
- Ответьте на вопросы и выполните задания по рубрикам: «Вспомните»,
«Объясните», «Придумайте».
9. Выполнение тестовой работы по данному разделу:
- В каком стихотворении А.Барто использует поговорку: Моя хата с краю - ничего не знаю?
Отложу на потом
Игрушки
Игра в слова
2. Выберите названия стихотворений-портретов
С. Михалков "Сила воли"
Э.Успенский "Рыболов"
В.Лясковский "Если б я был агроном"
- Кто автор этих строк: Гляжу с высоты на обиду, теряю обиду из виду?
Э.Машковская
В.Берестов
С.Михалков
- Есть ли в этих стихотворениях описание природы? Выберите ответ:да или нет
А.Пушкин "Зимняя дорога"
Т.Белозёров "Радость"
Ю.Мориц "Идет весна по городу!"
- Кто автор строк: Сквозь волнистые туманы пробирается луна...?
С.Есенин
М.Геллер
А.Пушкин
6. Выберите признаки отличия стихов от прозы
записываются короткими строчками и столбиками
описывают только природу
есть рифма и ритм
7. Как называется приём одушевления неживых предметов в литературе?
сравнение
олицетворение
эпитет
- Словно как тающий сахар лежит - это
олицетворение
сравнение
эпитет
9. К какой группе можно отнести стихотворения Я.Грантис «Раздача слонов», В.Орлов «Жёлтый туман», Э.Успенский «Рыболов»?
Поэтические миниатюры
Юмористические стихи
Стихотворения -портреты
10. Какие слова являются рифмой к слову ЛЬЁТСЯ?
вьется
улыбается
поётся
11. С какими поэтическими миниатюрами Г.Новицкой вы познакомились?
Листопад
Радость
Утро
12.О чём размышляет С.Михалков в своём стихотворении «Как бы жили мы без книг?»
об уважении к книгам
о том, как важно, чтобы у людей были книги
о том, как надо относиться к книгам
10. Итоги урока:
- Надеюсь, урок был интересным и познавательным.
- Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь?
- О каких новых знаниях вы расскажете родителям?
- Оцените свою работу на уроке:
У меня сегодня получилось(не получилось)…
В выполнении задания мне помогало(мешало)…
Мне понравилось работать на уроке, потому что…
- Предлагаю закончить урок следующей фразой: «Книги для меня – это …»
Благодарю за трудолюбие.
раскрыть » / « свернуть