Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

75 лет трагедии Хатыни

План мероприятий, приуроченных

к 75-летию  трагедии Хатыни

 

Мероприятие

Класс

Дата

Ответственные

1

Информационные

и классные часы  

«Память Хатыни»

1 - 10

В течение года

Классные руководители

2

Посещение мемориального комплекса «Хатынь»

2 - 11

В течение года

Дедкова Л.И., классные руководители

3

Выставка в библиотеке «Хатынь: трагедия и память»

1-11

В течение года

Голубчикова М.В., Лонская И.В.

4

Конкурс рисунков

«Колокола Хатыни»

1-4

20.03.2018

Зосимова Н.Б., классные руководители

5

Конкурс стихотворений

«Звучат колокола Хатыни»

5-11

24.03.2018

Штанюк О.А., Дедкова Л.И., классные руководители

6

Урок Мужества

«Эхо войны» (к 75-летию трагедии Хатыни)

1-11

Май

Классные руководители

7

Кинолекторий  «Гудят колокола Хатыни»

8-11

Май

Хмельницкая А.И.,

классные руководители

8

Конкурс «Дорогами памяти»

5-11

Январь-май

Зосимова Н.Б.

9

Участие в конференции «Великая отечественная война: история и память»

9-11

В течение года

Дедкова Л.И., учителя-предметники

 

Мемориальный комплекс «Хатынь»

Учащиеся школы в течение года посещают  мемориальный комплекс «Хатынь», который представляет собой оригинальное впечатляющее архитектурно-художественное сооружение, созданное с помощью синтеза искусств и несущее в себе высокую патриотическую идею, выраженную реалистическими художественными средствами.

     Выразительным, ярким, образным языком повествует он о трагедии и мужестве белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Памятник жертвам фашизма отличают необычное, оригинальное решение темы, лаконизм, простота и ясность.

Исключительно сильное эмоциональное воздействие достигается гармоничным единством с природой, звуковым сопровождением, совершенством архитектуры и пластики.

     В образе непокоренного жителя Хатыни, несущего на руках зверски убитого фашистами сына, но не склонившего голову перед захватчиками, увековечен подвиг всего народа. В борьбе с немецко-фашистскими оккупантами погиб каждый четвертый житель республики.

     В элементах мемориального комплекса выражено не только чувство скорби о погибших, но и чувство гордости за мужество и стойкость белорусского народа.

Трагедия Хатыни

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.

Ванда Яскевич — одна из 149 сожженных жителей (единственная сохранившаяся фотография)

Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.

Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобковичи двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого. 
Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

И.И. Каминский

А. Барановский

В. Желобкович

Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»— «Непокоренный человек».

Трагедия Хатыни — один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации. Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации (1941-1944гг) на белорусской земле.