Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Главная

ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Рекомендации учителя-дефектолога

 

      Ребенок скоро пойдет в школу, необходимо сделать так, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Как же помочь этому? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. Существует целый ряд критериев оценки готовности ребенка к школе. Это общее состояние его здоровья, достаточный уровень мотивации и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующий возрасту уровень сформированности представлений, достаточная познавательная активность. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
      Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
      Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

       Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

     Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
      1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
       2. Полнаясформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
       3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи
      4. Умение  пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
       5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

     Факторы риска неуспеваемости в школе:

   -  Неспособность понять инструкцию
   -  Не умение организовать свою работу
   -  Низкий уровень развития памяти
   -  Бедный запас слов
   -  Неумение грамотно строить предложение
   -  Нарушение звукопроизношения
   -  Низкий уровень координации движений пальцев
   -  Не умение различать фигуры

     Анализ развития ребенка, выявление факторов риска позволяет выбрать систему занятий по подготовке ребенка к школе.

Среди важнейших отношений определяющих успешность адаптации к школе выделяют следующие:

   -  Адекватное отношение к самому себе, своим способностям
   -  Умение выполнять требования взрослого, исправлять ошибки
   -  Умение выполнять совместные действия с другими детьми

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить  готовность ребёнка к школе?

      1. создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
     2. проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
      3. не ругать ребенка за неправильную речь;
      4. ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
      5. не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
      6. осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

     Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
     Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
     И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
      Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!

Советы родителям

«Это поможет Вашему малышу скорее заговорить»

   -  Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
   -  Помните, что основные собеседники для ребенка в семье — мама, папа, бабушка или дедушка.
   -  Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
   -  Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
   -  Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
   -  Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2—3 месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
   -  Учите ребенка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

Пожелания родителям

   -  Чаще и больше разговаривайте с ребенком.
   -  Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами.
   -  Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой...?», «А если бы...», «Придумай слово».
   -  Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки
   - Стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов...
   - Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребенку. Используйте словарь.