Рекомендации учителя-дефектолога
Ребенок скоро пойдет в школу, необходимо сделать так, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно и как можно более успешно. Как же помочь этому? Будущему первокласснику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений, навыков, которые послужат базой для последующего обучения. Важное место в таком багаже занимает овладение основами чтения и письма. В наших силах добиться того, чтобы этот процесс стал доступным и интересным для детей. Существует целый ряд критериев оценки готовности ребенка к школе. Это общее состояние его здоровья, достаточный уровень мотивации и произвольности, умение общаться со сверстниками и взрослыми, хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам, хорошее состояние общей и мелкой моторики, соответствующий возрасту уровень сформированности представлений, достаточная познавательная активность. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полнаясформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Факторы риска неуспеваемости в школе:
- Неспособность понять инструкцию
- Не умение организовать свою работу
- Низкий уровень развития памяти
- Бедный запас слов
- Неумение грамотно строить предложение
- Нарушение звукопроизношения
- Низкий уровень координации движений пальцев
- Не умение различать фигуры
Анализ развития ребенка, выявление факторов риска позволяет выбрать систему занятий по подготовке ребенка к школе.
Среди важнейших отношений определяющих успешность адаптации к школе выделяют следующие:
- Адекватное отношение к самому себе, своим способностям
- Умение выполнять требования взрослого, исправлять ошибки
- Умение выполнять совместные действия с другими детьми
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить готовность ребёнка к школе?
1. создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
2. проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
3. не ругать ребенка за неправильную речь;
4. ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
5. не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
6. осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!
Советы родителям
«Это поможет Вашему малышу скорее заговорить»
- Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
- Помните, что основные собеседники для ребенка в семье — мама, папа, бабушка или дедушка.
- Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
- Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
- Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
- Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2—3 месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
- Учите ребенка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.
Пожелания родителям
- Чаще и больше разговаривайте с ребенком.
- Чаще обращайтесь к ребенку с вопросами.
- Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой...?», «А если бы...», «Придумай слово».
- Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки
- Стимулируйте ребенка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов...
- Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребенку. Используйте словарь.