Цель:
- формирование знаний об иммунитете – защитной силе организма;
- формирование мотивации к сохранению здоровья, в том числе безопасного и ответственного поведения
Ход классного часа:
1.Слово учителя:
Наш мир населён различными микроорганизмами. Сколько живёт на земле человек, столько существуют и мельчайшие частички-вирусы. Многие вирусы вызывают серьёзные заболевания. Человеку всегда приходилось с ними бороться.
И не всегда человек становился победителем. Так, сегодня на Земле существуют болезни, которые не поддаются лечению.
Здоровье на свете превыше всего,
Богатства земли не заменят его!
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его береги, как сердце, как глаз!
Здоровье, нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый из нас, если выберет здоровый образ жизни.
Всемирная Организация Здравоохранения ежегодно 1 марта отмечает День иммунитета. Главная задача этого праздника – информирование человечества о том, как важна иммунная система организму и как она помогает справиться организму с вирусами и бактериями. Очень важно понимать, что иммунитет, это не просто защитник нашего организма, но и сильнейшее оружие против различных болезней.
Укрепить свой иммунитет можно с помощью здорового образа жизни. Поэтому ещё одной задачей этого дня является побуждение населения нашей планеты к отказу от вредных привычек.
2. Поработаем в центрах:
Иммунитет – это защитная система организма. А слово «дефицит» означает недостаточность чего-либо. Поэтому «иммунодефицит» - это недостаточность сил организма. Есть болезни, разрушающие защитную систему организма, в результате чего он становится доступным множеству других болезней. Например, СПИД, вызывается эта болезнь вирусом иммунодефицита человека, коротко – ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).
Вирус – очень маленькая частица, которая является возбудителем многих опасных болезней, например, оспы, гриппа, бешенства, краснухи, гепатита. В отличие от микробов, вирусы не могут питаться и размножаться без участия клеток другого существа. Они ищут живые клетки, проникают в них, отбирают питательные вещества, размножаются, выходят наружу и нападают на другие клетки. Это опасно для людей с ослабленным иммунитетом.
В крови человека есть красные и белые кровяные клетки (тромбоциты и лейкоциты). Когда вирусы попадают в организм человека, белые кровяные клетки вступают с ними в бой. Отважные клетки-защитницы гибнут одна за другой. А без них организм становится беззащитным. Поэтому очень важно укреплять свой иммунитет.
- Центр любителей чтения. (Чтение рассказа)
«Приключения в неведомом царстве»
История, которую я вам расскажу, произошла с обычными детьми в обычном городе. Был летний солнечный день. Дина и Тимур катались во дворе на роликах. Вдруг Тимур подвернул ногу и упал. Ногу пронзила острая боль, и коленка покрылась капельками крови. Тимур почувствовал, как голова его закружилась. Через мгновение окружающий его мир исчез, а сам он оказался в неведомом царстве. Царство называлось «ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА».
В этом царстве жили и работали мозг, сердце, лёгкие, печень, желудок и многие другие органы. Каждый орган выполнял свою работу, но не мог обойтись без помощи другого обитателя этого царства. Сердце не могло работать без лёгкого, печень без сердца, а мозг без желудка. Тимур знал, что органы человека связаны между собой множественными кровеносными сосудами, по которым течёт кровь.
- А как же они слышат и чувствуют друг друга?- шёл и думал Тимур и не заметил, как добрался до того места, где были повреждены кровеносные сосуды. Он узнал это место. Это была его разбитая коленка.
Что тут творилось! Здесь трудилась армия солдатиков в красной и белой формах. Одни солдатики были выше рангом- крупные, другие мелкие. Среди них было много раненных. Красные солдатики доставляли кислород, белые сражались и защищали организм от врагов- микробов, которые проникали через повреждённую кожу.
Когда закончилось сражение, Тимур подошёл к главнокомандующему армии и сказал восхищенно:
- какая смелая и огромная армия! Расскажите, пожалуйста, про ваших солдат.
- Ну, хорошо, - ответил строгий генерал. – Вот эти красные солдатики- эритроциты, красные кровяные клетки. Они содержат в своих рюкзаках железо и доставляют кислород в организм. А вот те бравые солдатики- это белые клетки крови, и среди них есть самые смелые защитники организма
Т- лимфоциты. Именно они создают щит от болезней, который называется иммунитет. Как только появляются враги, наши защитники тут как тут.
-Но вот, несколько лет назад, нахмурив брови, продолжал генерал, появился грозный враг человеческого организма
ВИЧ- вирус иммунодефицита человека. когда этот злой враг попадает в организм человека, он проникает в Т- лимфоциты, размножается там и повреждает их. Многие из Т- лимфоцитов прогибают. Так как организм человека без защиты, то микробы и бактерии, попавшие в него, могут быть смертельными.
- Неужели нет лекарств против ВИЧ ? – испугался Тимур.
- Как не печально, но до сих пор нет лекарств, которые могли бы уничтожить ВИЧ. Хитрый ВИЧ может жить в организме тихо, не делать своё злое дело, не выдавать себя несколько лет. Когда иммунитет становится настолько слабым, что организм не может больше бороться с различными болезнями, наступает СПИД- синдром приобретённого иммунодефицита.
- Если я разбил коленку до крови, я можно заразиться ВИЧ?- спросил Тимур.
- Нет, для этого нужно, чтобы заражённая ВИЧ кровь другого человека попала в твою рану.
- Я знаю, как чужая кровь может попасть в организм человека, воскликнул маленький собеседник, через загрязнённые медицинские инструменты, а ещё, когда переливают чужую кровь при различных заболеваниях.
- Всё правильно, молодой человек, ответил главнокомандующий. К сожалению, некоторые люди принимают наркотики – это вещества очень вредные для организма. При употреблении наркотиков часто люди используют общие шприцы и иглы, поэтому они заражаются.
- А у детей бывает ВИЧ? – поинтересовался мальчик.
- У некоторых детей действительно может быть ВИЧ. Если у мамы есть ВИЧ, то, иногда, он передаётся ребёнку при рождении, при кормлении грудным молоком.
- Как можно понять. Что у человека ВИЧ?
- Ты не сможешь сразу узнать это. Долгое время после заражения человек чувствует себя хорошо. Только специальные анализы крови могут показать наличие ВИЧ. Заразиться ВИЧ может любой человек, и это не значит, что он плохой или какой-то особенный. Есть способы защитить себя от ВИЧ, и у тебя тоже это получится.
Я тебе советую
* остерегайся попадания чужой крови на кожу, особенно если она повреждена, или в глаза.
* не трогай чужие шприцы и иглы, валяющиеся на улице.
* помни, что все медицинские инъекции (уколы) должны быть сделаны одноразовыми инструментами.
-Пришло время расстаться. Прощай мой друг! И будь здоров! – сказал добрый командир.
Через несколько секунд Тимур открыл глаза и увидел перед собой Дину, которая обрабатывала его ранку зелёнкой.
- Дина, я хочу рассказать тебе об одном царстве,- воодушевленно предложил Тимур.
Учитель: Подумайте, что рассказал Тимур Дине?
- Центр знатоков. «Мозговой штурм» (Анализ ситуации)
1. Медсёстры, хирурги при проведении перевязок, операций пользуются специальными резиновыми перчатками, костюмами, передниками. Для чего они это делают? ( Эти средства предохраняют руки, глаза от попадания на них вирусов и чужой крови.)
2. В парикмахерской ножницы для стрижки, маникюра, расчёски содержат в дезинфицирующем растворе. Почему?
(Услугами парикмахера могут пользоваться ВИЧ-инфицированные и другие больные люди.)
3. К Маше приехала на каникулы подруга. Она забыла дома зубную щетку и обратилась к Маше с просьбой одолжить ей свою. Маша отказала подруге в просьбе. Правильно ли поступила Маша? ( Правильно. При чистке зубов у многих людей кровоточат дёсны. Вместе
с кровью вирус может передаться другому человеку. Кроме того, это негигиенично.)
1. Что такое иммунитет?
2. Какую роль играет иммунитет?
3. Что такое иммунодефицит?
4. Что такое вирус?
5. Что в организме человека в первую очередь атакует вирус?
6. Какие болезни вызывают вирусы?
7. Как называется вирус, вызывающий СПИД?
8. Как можно заразиться вирусными заболеваниями?
9. Когда нельзя заразиться?
3. Подведём итоги:
- С какой целью проведён классный час на данную тему?
- Что нового узнали?
- Над чем задумались?
- Важно ли соблюдать здоровый образ жизни?
- Ваши предложения по укреплению иммунитета?
- Чем захотелось поделиться с родителями?
Классный час окончен. Спасибо за работу.
разгарнуць » / « згарнуць