Самостоятельная работа учащихся с текстом §.46 учебного пособия (до пункта биогеохимические функции живого вещества)
Выписать новые термины.
Составить опорный конспект.
Закрепить изученный материал
Выполнить тестовые задания
1. Жизнь можно обнаружить в:
А) любой точке биосферы
Б) любой точке Земли
В) любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики.
2. Основное отличие биосферы от других оболочек Земли заключается в том, что:
А) в биосфере не происходит геохимических процессов, а идёт только биологическая эволюция
Б) в биосфере используются другие источники энергии
В) геологическая и биологическая эволюция идут одновременно
3. Процесс фотосинтеза можно отнести к этой функции живого вещества:
А) газовая
Б) окислительно- восстановительная
В) концентрационная
Г) 1+2
Д) 1+2+3
4. Ограничивающим фактором, в большой степени препятствующим существованию жизни в верхних слоях атмосферы, является:
А) состав воздуха
Б) температура
В) ультрафиолетовое излучение
Г) влажность
5. Какие из экологических факторов максимально быстро влияют на изменения биосферы:
А) абиотические
Б) антропогенные
В) биотические
6. Выберите основной фактор среды, от которого зависит процветание организмов в океане:
А) доступность воды
Б) количество осадков
В) прозрачность среды
Г) рН среды
Д) солёность среды
Е) скорость испарения воды
Ж) концентрация в среде углекислого газа
7. Наиболее постоянным из всех факторов, влияющих на атмосферу, является:
А) давление; Б) прозрачность; В) газовый состав; Г) температура.
8. Приток энергии в биосферу извне необходим потому, что:
А) углеводы, образовавшиеся в растении, служат источником энергии для других организмов;
Б) в организмах происходят окислительные процессы
В) организмы разрушают остатки биомассы.
9. Жизнь организмов в почве, скорее всего, может ограничиваться:
А) количеством проникающего света
Б) количеством углекислого газа в почве
В) количеством наземной растительности
Г) количеством выпадающих осадков.
10. Весь кислород атмосферы образован благодаря деятельности:
А) автотрофных организмов
Б) гетеротрофных организмов
В) и автотрофных организмов и гетеротрофных организмов.
Тема «Круговорот веществ в биосфере» (углерод и кислород)
1. Круговорот углерода
Самостоятельная работа учащихся с текстом §.47 учебного пособия с.208-2010. Изучить рисунки 95-96.
Составить опорный конспект используя тезисы:
Запишите данные тезисы, дополните тезисами изучив пункт «Круговорот углерода»
- вся земная жизнь основана на углероде;
- каждая молекула живого организма построена на основе углеродного скелета;
- атомы углерода постоянно мигрируют из одной части биосферы в другую;
- на примере круговорота углерода в природе можно проследить в динамике картину жизни на нашей планете;
- самый интенсивный биогеохимический цикл – круговорот углерода;
- в природе углерод существует в двух основных формах: в карбонатах (известняках) и углекислом газе;
- углерод участвует в образовании углеводов, белков, жиров, нуклеиновых кислот;
- источником первичной углекислоты биосферы является вулканическая деятельность, связанная с вековой дегазацией мантии и нижних горизонтов земной коры;
2. Круговорот кислорода.
Запишите данные тезисы, дополните тезисами изучив пункт «Круговорот кислорода»
- кислород – наиболее активный газ;
- в пределах биосферы происходит быстрый обмен кислорода среды с живыми организмами или их остатками после гибели;
- в составе земной атмосферы кислород занимает второе место после азота;
- господствующей формой нахождения кислорода в атмосфере является молекула О₂;
- круговорот кислорода в биосфере весьма сложен, поскольку он вступает во множество химических соединений минерального и органического миров;
-…………
3. Проверьте знания, выполнив тест:
Круговорот веществ в биосфере.
1. Биосфера, как и любая экосистема, является …….. системой:
1) закрытой; 2) открытой; 3) полностью автономной; 4) полностью независимой; 5) 1+3.
2. Биосфера является устойчивой при условии:
1) постоянного круговорота веществ; 2) постоянного круговорота солнечной энергии;
3) постоянного притока энергии; 4) постоянного круговорота веществ и притока энергии.
3. Свободный кислород поступает в атмосферу благодаря разложению……..при фотосинтезе.
4. Глобальный круговорот воды в биосфере обеспечивают………процессы:
1) химические; 2) биологические; 3) физические; 4) тектонические; 5) 2+3; 6) 1+4.
5. Главная роль в круговороте углерода принадлежит:
1) бактериям; 2) вирусам; 3) грибам; 4) животным; 5) растениям.
6. Атмосферный молекулярный азот способны фиксировать:
1) бактерии; 2) вирусы; 3) грибы; 4) животные; 5) растения.
7. В химическом составе атмосферы Земли преобладает (по весу и по объёму)
1) кислород; 2) азот; 3) аммиак; 4) водород; 5) углекислый газ.
8. Главными элементами, входящими в состав живого вещества, являются:
1) кислород, водород, углерод, азот.
2) водород, углерод, азот, железо.
3) углерод, водород, железо, магний.
4) азот, углерод, кобальт, медь.
9. Большая часть углекислого газа современной атмосферы выделяется:
1) из почвы и в результате дыхания животных;
2) в результате дыхания живых существ и сжигания органического топлива.
3) в результате сжигания топлива транспортными средствами;
4) в результате выделения газа из глубин Земли.
10. Атмосферный молекулярный азот образуется в результате жизнедеятельности некоторых:
1) вирусов; 2) грибов; 3) животных; 4) почвенных бактерий; 5) растений; 6) цианобактерий
Круговорот азота
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом §.47 учебного пособия (до пункта круговорот углерода). Изучить рисунки 93-94.
Составить опорный конспект по плану:
А) Выписать новые термины: круговорот веществ, геологический круговорот веществ, биологический круговорот.
Б) Круговорот азота (важным этапом в круговороте азота является его фиксация и перевод в доступную для организмов форму)
В) Пути фиксации азота
↓молния
Г) Атмосферная фиксация (Пример: атмосферный азот + кислород → NO₂ + вода → азотная и азотистая кислоты → почва → в процессе диссоциации образуются в почве образуются нитриты и нитраты, которые могут поглощаться растениями и включаться в биологический круговорот).
Д) Биологическая фиксация (1) азотфиксирующие бактерии на корнях бобовых культур; 2) мёртвая органика → расщепление гнилостными бактериями азотсодержащих веществ до аммиака (аммонификация) → окисление аммиака нитрифицирующими бактериями до нитритов и нитратов (нитрификация) → восстановление азотистых соединений до молекулярного азота денитрифицирующими бактериями (денитрификация))
Е) Промышленная фиксация.
Ж) Круговорот воды
2. Письменно ответить на вопрос.
Почему после двухгодичного возделывания пшеницы на колхозных полях, на третий год поле, как правило, засевают бобовыми культурами? Ответ аргументируйте.
Все задания выполнить в тетради.
разгарнуць » / « згарнуць