Цель: совершенствование навыков работы с бумагой в процессе освоения технологии модульного оригами; реализация технологического процесса объемного изделия «Игрушка-вертушка».
Учебно-методическое обеспечение: рисунки с изображением изделий, созданных в технике модульного оригами; у учащихся — тетрадь, альбом, ножницы, цветная бумага для принтера, простой карандаш, линейка.
Беседа по вопросам:
— Как называется способ создания изделия из цельного листа бумаги путем сгибания?
— Какие поделки вы создавали в этой технике?
— Что нужно знать и уметь, чтобы бумажная фигурка получилась?
Объявление темы урока и формулирование целей:
— Сегодня вы освоите технологию модульного оригами и создадите игрушку-вертушку.
Постановка ключевого вопроса:
¾Из скольких модулей может состоять фигурка модульного оригами?
Учебный диалог с опорой рисунки в тетради (с. 56).
— Когда мы слышим слово «оригами», нам понятно, что это фигурка, сделанная из цельного листа бумаги. А что мы себе представляем, когда слышим словосочетание «модульное оригами»? Что такое модуль? (Модуль — это часть (элемент) общей конструкции.)
— Какие бывают модули?
— Есть специальные модули, из которых можно сделать только определенную конструкцию. А есть универсальные модули, на основе которых могут быть созданы разные конструкции. Как вы думаете, какие из представленных на рисунке модулей специальные, а какие — универсальные?
— Сегодня мы с вами освоим технологию изготовления специальных модулей для создания вертушки. Необходимые нам модули создаются на основе двух базовых форм: двойного квадрата и водяной бомбочки.
— Прежде чем приступить к работе, вспомним условные обозначения, которые встречаются в схемах изготовления оригами.
— В нижней части страницы вы видите условные обозначения и две схемы базовых моделей: двойной квадрат и водяная бомбочка. Давайте вместе попробуем прочитать эти схемы.
— Начнем с двойного квадрата.
— Что обозначает цвет на схематических рисунках?
— Что обозначают штриховые линии? (Это линии сгиба.)
— Что обозначают двойные стрелки? (Нужно согнуть заготовку по штриховой линии и разогнуть ее.)
— Что обозначает стрелка с петелькой? (Перевернуть заготовку на обратную сторону.)
— Что обозначает одинарная стрелка? (Сделать сгиб на себя.)
— Рассмотрите схему водяной бомбочки. Есть ли там другие условные обозначения?
— Откройте альбом и вырежьте два квадрата, отмеченные звездочкой. Вырезать нужно точно по линиям, от этого зависит аккуратность изделия.
— Попробуйте самостоятельно сложить двойной квадрат и водяную бомбочку, руководствуясь схемами.
— Мы осваиваем технологию модульного оригами. Для создания модулей нам понадобится 12 квадратов. В альбоме вы найдете лист бумаги с шестью квадратами одинакового цвета — они предназначены для создания базовой формы «водяная бомбочка». А квадраты трех других цветов — для создания базовой формы «двойной квадрат».
— Внимательно рассмотрите в тетради на с. 57 технологическую карту и назовите материалы и инструменты, которые вам понадобятся для работы. Объясните свой выбор. Отметьте знаком «Ö» на схеме справа правила безопасной работы с инструментами.
— А что нам советует Мастер? (Точность и аккуратность очень важны для создания изделий оригами. Соединяя модули между собой, старайся не мять бумагу.)
Определение критериев оценки работы учащихся:
1)соблюдение правил безопасной работы с инструментами и материалами;
2)точность линий сгиба;
3)наличие шести модулей;
4)точность соединения модулей;
5)динамичность игрушки-вертушки.
Сообщение алгоритма выполнения работы:
1)вырезать из альбома 12 квадратов;
2)сложить 6 квадратов в виде водяной бомбочки;
3)сложить 6 квадратов в виде двойного квадрата;
4)соединить заготовки попарно в модули, загнуть уголки двойного квадрата внутрь водяной бомбочки;
5)присоединить к одному модулю еще четыре — на каждый угол;
6)соединить боковые стороны модулей между собой по кругу;
7)надеть последний модуль на четыре стороны, смотрящие вверх;
8)продемонстрировать работу вертушки, слегка зажав ее между ладонями.
Подведение итогов
Беседа по вопросам:
— Чем отличается модульное оригами от обычного?
— В чем секрет модуля?
— Какие базовые формы лежат в основе модуля?
— Каким образом вертушка приводится в движение?
Коллективное формулирование ответа на ключевой вопрос урока (из скольких модулей может состоять фигурка модульного оригами).
Рефлексия
— Выразите свои эмоции одним словом.
— Что в работе было самым сложным? самым приятным?
Самостоятельная творческая деятельность. Учащимся предлагается узнать, что такое флюгер, и подумать, как использовать созданную вертушку в качестве флюгера.
разгарнуць » / « згарнуць